Юридические факты

Содержание правоотношений

Различные исследователи в понятие «содержание правоотношения» вкладывают различный смысл. По мнению одних, содержание правоотношения – это совокупность субъективных прав и обязанностей, которыми наделены его участники. По мнению других, к содержанию относятся фактические действия (поведение) участников, основанные на субъективных правах и юридических обязанностях в конкретном правоотношении. Третьи выделяют формальный и материальным аспект содержания. Формальное содержание – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, а материальное – совокупность конкретных действий, основанных на субъективных правах и юридических обязанностях. Иными словами, содержание правоотношения представляет собой единство прав, обязанностей и действий участников.

Преобладает первая точка зрения.

Субъективное право и юридическая обязанность представляют собой меру свободы участников правоотношения. Субъективное право – это мера возможного поведения. Субъект реализует свое право в силу внутреннего убеждения, а не внешнего принуждения. Содержание субъективного права выражается в триединой возможности: использовать свое право (поступить определенным образом), отказаться от использования своего права (воздержаться от действий), требовать от другого субъекта соблюдения своего права, создания условий для его использования под угрозой применения государственного принуждения (право требовать определенного поведения от обязанного лица). Некоторые авторы отдельно выделяют возможность обратиться в государственный орган за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность представляет собой меру должного (необходимого) поведения участника правоотношения. Отказ от исполнения своей обязанности в конкретном правоотношении не возможен без согласия на то управомоченного лица.

Исполнение обязанности осуществляется путем активного либо пассивного поведения. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности влечет применение юридической ответственности.

Обязанность активного поведения заключается в совершении участником определенных действий, направленных на обеспечение реализации прав управомоченного субъекта. Пассивное поведение выражается в воздержании от активных действий, совершение которых приводит к нарушению установленного запрета.

Субъективные права и юридические обязанности неразрывно связаны друг с другом. Одно без другого не существует. В литературе говорят о корреспондирующем характере прав и обязанностей, когда конкретному праву корреспондирует (соответствует) конкретная обязанность. В большинстве правоотношений каждый участник выступает одновременно и управомоченной, и обязанной стороной.

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений.

Если для возникновения определенных правоотношений требуется наличие совокупности фактически существующих обстоятельств, то речь ведут о юридическом составе (его иногда называют фактический состав).

Установление юридических фактов (состава) как основания возникновения субъективных прав и обязанностей – одна из основных задач практикующего юриста.

Юридические факты по влиянию на них воли людей делятся на события и действия.

События – это явления объективной жизни, порождающие юридически значимые последствия и не зависящие от воли человека. События бывают абсолютными и относительными. К абсолютным относятся события, порожденные силами, независимыми от человека, и наступающие помимо его воли и желаний (землетрясения, наводнения, истечение сроков, рождение и смерть человека). Относительные события понимаются как обстоятельства, которые вызываются деятельностью людей, но их последующее развитие и полученные результаты от воли и желаний людей не зависят (пожары, производственные аварии, техногенные катастрофы). Начало этим событиям дает человек, но дальнейшее их развитие протекает естественным путем и не зависит от породившего их лица.

Действия – поведение субъектов, имеющее юридическое значение и осуществляемое в соответствии с их волей и желаниями.

В зависимости от степени согласованности действия с правовыми нормами выделяются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия по направленности воли человека делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты понимаются как правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного результата (вынесение приговора суда, подача жалобы, регистрация актов гражданского состояния и т.д.). Действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений субъекта, называются юридическими поступками (написание романа влечет возникновение у автора авторских прав, создание вещи влечет возникновение у ее создателя права собственности и т.д.).

Неправомерные действия – это акты волевого поведения лиц, противоречащие действующему законодательству. По степени общественной опасности выделяют преступления, административные, дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения (деликты). В Республике Беларусь в последнее время развивается институт экономической ответственности за экономические правонарушения. Фундаментальных научных трудов, посвященных данному вопросу, пока не имеется.


ТЕМА 8.

СИСТЕМА ПРАВА

1. Понятие системы права и правовой системы

2. Основные правовые семьи мира

3. Система права Республики Беларусь

 

8.1. Понятие системы права и правовой системы

В юридической литературе широко употребляется два специальных термина: правовая система и система права.

По мнению одних авторов эти термины имеют различное содержательное наполнение. Под системой права они подразумевают совокупность упорядоченных, взаимосвязанных норм права, сгруппированных в соответствующие институты и отрасли права. Первым элементом системы права выступает норма, вторым – институт права, третьим – отрасль права. В некоторых отраслях выделяется промежуточный элемент – подотрасль права, имеющая тенденцию к преобразованию в самостоятельную отрасль права либо в правовой институт.

Правовая система – это взаимно упорядоченная совокупность норм права, государственных органов и общественных организаций (институтов), установившегося в обществе правопорядка. Иными словами, правовая система более широкое понятие, чем система права, и включает в себя как саму систему права, составляющую основу правовой системы, так и государственные институты (институт президентства, парламентаризма, судебной власти, нотариата и т.д.), общественные институты (адвокатура, профсоюзы, политические партии и др.), а также фактически сложившийся в обществе правопорядок (т.е. все социальные связи между системой права, государственными и общественными институтами).

Сторонники второй точки зрения отождествляют оба понятия и считают, что их разграничение произошло в силу неправильного перевода работы французского юриста Р.Давида, основателя широко изучаемой классификации правовых семей на романо-германскую, англо-американскую, социалистическую и религиозную. Слова «система права» были переведены как «правовая система», что и явилось основанием для ненаучного, с их точки зрения, разделения двух данных понятий.

Под правовой системой (системой права) сторонники единого взгляда понимают то, что вкладывают в понятие правовой системы представители первой группы исследователей.

8.2. Основные правовые семьи мира

В каждой стране действует национальная система права, имеющая свою национальную специфику и индивидуальные особенности. Вместе с тем, эти различные национальные системы можно объединить в ряд групп, каждая из которых включает в себя несколько родственных национальных систем. Данные группы принято называть «правовыми семьями», «семьями систем права».

Критериями классификации права на правовые семьи выступают: 1) юридико-технический критерий, включающий в себя взгляды на принципы права, источники права, структуру действующего права, юридическую терминологию и т.д.; 2) идеологический критерий, характеризующийся философскими, политическими, экономическими принципами, мировоззрениями и общественными идеалами, на которые опирается соответствующее национальное право.

С учетом этих критериев предложена следующая классификация правовых семей современного мира:

1) романо-германская (континентальная) правовая семья;

2) англо-американская (англо-саксонская) правовая семья (семья общего права);

3) мусульманская правовая семья;

4) иные правовые семьи (индусская, африканская и др.).

Романо-германская правовая семья включает в себя национальные системы права континентальной Европы и ряда неевропейских стран, сформировавшихся под их влиянием. Она возникла на основе римского права и римской юриспруденции.

Романо-германская правовая семья базируется на принципах конституционализма, верховенства закона, правового равенства всех людей, естественных и неотчуждаемых прав человека. Входящие в нее национальные системы имеют идентичную структуру: право делится на публичное и частное, последнее включает в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты и однотипные нормы. К числу существенных аспектов единства различных национальных систем права романо-германской правовой семьи относится одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения. Континентальные кодексы, законы, подзаконные акты – это определенным образом систематизированные комплексы абстрактно-общих правовых норм, а не собрания казуистических правил общего права, не сборники судебных или административных прецедентов.

Поэтому право стран романо-германской правовой семьи отличается большой четкостью, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать, изменять. Недостатки же обусловлены трудностями надлежащей конкретизации абстрактного смысла нормы права применительно к отдельным случаям, подпадающим под действие соответствующей нормы. С этим связано большое внимание, которое уделяется проблеме толкования нормы права.

Единство проявляется и в системе источников права. Континентальное право – это писаное, состоящее в основном из письменно оформленных правовых актов. Главный источник права – это закон. Высшей юридической силой обладает писаная конституция, которая является правовой основой для всех законов и подзаконных актов. Контроль за конституционностью последних осуществляют специальные суды (конституционные) или высшие общесудебные органы или иные государственные институты.

Обычай как источник права играет вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство. Суд действует в рамках закона и ему не присущи нормотворческие функции. В ряде стран романо-германской правовой семьи общие принципы права имеют силу норм действующего права и при коллизии с последними обладают приоритетом. Поэтому законодатель не вправе все регулировать по своему усмотрению, нарушая требования надпозитивного права.

Англо-американская правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ряда других государств – бывших английских колоний.

По своему происхождению данная правовая семья восходит к общему праву Англии, возникшему с XI в. Общее право сложилось в виде совокупности судебных решений – прецедентов. В этом смысле можно сказать, что общее право – это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, обязательных для других судов при разрешении аналогичных дел.

В XV-XVI вв. параллельно с общим правом в Англии сложилось право справедливости. Оно представляло собой совокупность решений лорд-канцлера по конкретным делам на основе доктрины справедливости, которая дополняла или корректировала правовые принципы и правила общего права.

В конце XIX в. общее право и право справедливости были объединены в единую систему прецедентного права.

Историческое развитие английского права предопределило основные структурные части англо-американской правовой семьи: общее право и право справедливости. Это право не делится на частное и публичное. Здесь отсутствует четкое структурирование права по отраслевому признаку. С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует правило прецедента, согласно которому: 1) решения палаты лордов (высшей судебной инстанции) составляют обязательные прецеденты для всех других английских судов, но не для ее самой; 2) решения Апелляционного суда составляют обязательные прецеденты для него самого и для всех нижестоящих судов; 3) решения Верховного суда составляют обязательные прецеденты для всех нижестоящих судов, хотя они не являются строго обязательными для различных отделений данного суда; 4) окружные и магистратские суда обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих судов, а их собственные решения не создают прецедентов.

Закон считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой. В последнее время самостоятельная роль законов усиливается.

Право США – это также право судебной практики. Законы играют вспомогательную роль при прецедентном праве. Существенное отличие американского права от английского состоит в том, что Конституция США как основной закон, возвышается над общим правом и определяет основы американского общества и государства. Отличия также обусловлены федеративным устройством США, наличием федерального законодательства и законодательства отдельных штатов. Кроме того, каждый штат имеет свое прецедентное право. Это порождает многочисленные коллизии между системами права отдельных штатов, между ними и федеральной системой права. В США уделяется большое внимание кодификации действующего права. Однако в отличие от европейских кодексов, кодексы в США представляют собой консолидацию (сборник, собрание) прежних норм, созданных судебной практикой или имеющихся в законодательстве, а не установление новых норм.

Мусульманская правовая семья. Мусульманское право в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате (VII-X вв.) и базируется на исламе. В соответствии с догмами этой религии действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая семья берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума или социального развития. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое. Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право.

Мусульманское право – это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и религиозные нравственные постулаты, а также обычаи. Первым источником данной системы является Коран – собрание изречений Мухаммеда. Он состоит, главным образом, из положений нравственного характера, носящих обобщенный характер. Вторым по значимости источником права является Сунна – собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведении. Это своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка. Третьим источником служит так называемая иджма – согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны. Также считается источником мусульманского права аналоги (кияс) – правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных пророком, Сунной или иджмой.

Вся система мусульманского права, основанная на Коране, именуется шариатом.

В современных условиях развития миропорядка мусульманское право оказывается под влиянием европейской и англо-американской правовых семей. Определенный авторитет приобретают законы, как акты парламента. Особенно отчетливо это проявляется в области семейных правоотношений. Законы о семейном праве, принятые в XX в. в Египте, Судане, Турции и др. государства порывали с традиционными мусульманскими канонами, они осудили многобрачие, право одностороннего расторжения брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми и т.д.

Проникновение западного права в мусульманские страны связано с процессами международной интеграции, экономического сотрудничества, глобализации, разрешения локальных конфликтов и др. Вместе с тем, на это мусульманское право остается самостоятельной правовой семьей, имеющей свою специфику.

В литературе выделяются и иные правовые семьи: индусское право, африканское право.

8.3. Система права Республики Беларусь

Система права – это юридическая категория и конструкция, которая включает в себя нормы права и объединяет их в правовые институты, подотрасли права и отрасли права.

Система права представляет собой упорядоченную, внутренне организованную совокупность норм права, в которой каждый элемент в свою очередь может рассматриваться как своеобразная система более мелких элементов.

Первичным элементом системы права является норма права.

Норма права – это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях действовать как субъекты определенных прав и обязанностей, иначе последуют определенные невыгодные для них последствия.

Правовой институт – это совокупность однопорядковых норм, регулирующих определенный вид сходных общественных отношений.

Отрасль права – это совокупность однопорядковых норм права, регулирующих определенный род сходных общественных отношений.

Различаются отрасли материального и процессуального права. Нормы, входящие в отрасль материального права, закрепляют исходные права и обязанности субъектов права в определенной сфере правовой регуляции общественных отношений. Нормы, входящие в отрасли процессуального права, определяют порядок и процедуры реализации норм материального права, правовые обязанности субъектов процессуально-правовых отношений.

Подотрасль права представляет собой крупную составную часть отрасли права, объединяющую группу однородных правовых институтов.

Отрасли права разграничиваются на основе двух основных критериев:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования является совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной отраслью права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос «что исследуется в данной отрасли права?»

Метод правового регулирования – это совокупность способов, приемов и форм использования регулятивных свойств и функций норм права конкретной отрасли. Метод правового регулирования отвечает на вопрос «как происходит исследование в данной отрасли права?»

Система права, получая официально властное подтверждение со стороны государства, реализуется в системе законодательства. Последняя представляет собой упорядоченную, взаимосогласованную совокупность нормативных правовых актов, действующих в государстве.

Система права и система законодательства не тождественные понятия, однако они органически связаны между собой как теория и практика.

Первичным элементом системы законодательства выступает не норма права, а нормативный правовой акт. Нормативные правовые акты объединяются в институты и отрасли законодательства.

Каждая отрасль права воплощается в своей отрасли законодательства. Гражданское право – в гражданском законодательстве, уголовное право – в уголовном законодательстве. Но поскольку отрасли права не идентичны отраслям законодательства, то их содержание не совпадает. Отрасли законодательства помимо норм соответствующих отраслей права включают в себя нормы других отраслей права. Так, гражданское законодательство кроме норм гражданского права содержит нормы конституционного, административного, финансового и других отраслей права, непосредственно связанных с гражданско-правовыми нормами. В системе законодательства встречаются отрасли, не имеющие своего «двойника» в системе права. Среди них можно назвать отрасли хозяйственного законодательства, банковского законодательства, законодательства об образовании, о пенсионном обеспечении и т.д. Данные отрасли именуются комплексными. Они содержат в себе нормы различных отраслей права.

 


ТЕМА 9.

ЛИЧНОСТЬ И ПРАВО

1. Понятие личности

2. Свобода личности

3. Правовой статус личности

4. Классификация прав личности

5. Гарантии прав и свобод личности

 

 

9.1. Понятие личности

В литературе используется множество терминов для обозначения человека, что вызвано многоаспектностью данного явления. Наиболее часто употребляются следующие из них: собственно человек, гражданин, личность.

При использовании термина «человек» имеется в виду биологическое (живое) существо, наделенное способностью мыслить, т.е. разумом. В этом аспекте он является неотъемлемой частью природы, которая проявляется в его биологических, физических, физиологических, психических и иных процессах.

Право также оперирует этим понятием, придавая человеку статус субъекта права. Так, конституции государств используют термин «человек» либо подразумевают его при закреплении естественных прав: каждый человек (либо каждый) имеет право на жизнь, свободу передвижения, частную собственность и т.д. Говоря подобным образом, законы государства расширяют сферу своего действия, распространяясь на всех людей независимо от их расовой, социальной, национальной и иной принадлежности.

Термин «гражданин» используется, когда необходимо акцентировать внимание на связи человека с государством, на государственно-правовом признании конкретного индивида носителем максимального объема субъективных прав и юридических обязанностей.

Гражданство характеризует взаимные права и обязанности человека и государства. В лице своих органов и должностных лиц государство ответственно перед гражданами, обязуется действовать во благо их и общества, всемерно защищать права граждан как на своей территории, так и вне ее. В свою очередь, гражданин обязуется неукоснительно исполнять нормативные установления государства, не нарушать прав и законных интересов иных субъектов права, не причинять вреда окружающей среде и др.

При употреблении термина «гражданин» круг субъектов права ограничивается определенной категорией субъектов, имеющих тесную государственно-правовую связь с тем или иным государством. Вместе с тем, следует иметь в виду, что иностранные граждане и лица без гражданства обладают правами и исполняют обязанности в том же объеме, что и граждане за исключениями, предусмотренными законом. Поэтому при употреблении термина «гражданин» нельзя однозначно говорить, что норма a priori (изначально) не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Государственно-правовыми связями индивида не исчерпывается все многообразие его статуса в области политики, экономики, культуры. Для этого также используется термин «личность».

Каждый человек, вступая в жизнь, застает мир, созданный предшествующими поколениями. Чтобы стать полноправным членом общества, принимать непосредственное участие в его делах, индивид должен усвоить имеющиеся законы о природе и обществе, овладеть речью и правилами грамматики, изучить действующие социальные нормы, приобрести профессию, приобщиться к достижениям науки, культуры.

Совокупность свойств, которые характеризуют человека как социальное существо, участника общественных отношений, охватывается понятием личности. Личностью не рождаются, а становятся. До определенного возраста личностью не является ребенок, душевнобольной, человек, находящийся в коме и др.

Таким образом, понятия «человек», «гражданин», «личность», отражая различные аспекты одного целого – отдельного индивида – находятся между собой в тесной взаимосвязи. Как продукт природы человек выступает биологической основой личности. Последняя, являясь продуктом общества, характеризуется единством ее индивидуальных, социальных и биологических черт и включает в себя:

· признаки, характеризующие социальные связи и отношения человека;

· приобретенные личным опытом знания, навыки, привычки, культурный уровень;

· биологически обусловленные черты: темперамент, чувства, состояние здоровья;

· черты индивидуальной психики и мышления, способности творить, исследовать, изобретать.

9.2. Свобода личности

Свобода, при всей кажущейся простоте, - предмет сложный для понимания и тем более для практического воплощения в нормах, институтах и отношениях общественной жизни.

В своем движении от несвободы к свободе и от одной ступени свободы к более высокой люди не имеют ни прирожденного опыта свободы, ни ясного понимания предстоящей свободы. Поскольку свобода всегда связана с борьбой за освобождение от прежнего гнета, она ассоциируется у большинства с самим процессом высвобождения от каких либо ограничений, со свободой от чего-то. При этом в представлениях о позитивном смысле свободы (свободы чего-то) единства нет. Монтескье писал, что одни называют свободой личную возможность низлагать того, кто наделен тиранической властью, другие – право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи – право носить оружие и т.д.

В любом случае свобода утверждается в обществе посредством права. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего равенства – это идеология элитарных привилегий. Равенство без свободы, в свою очередь, - идеология рабов и угнетенных масс. Или свобода (в правовой форме), или произвол (т.е. несвобода в тех или иных проявлениях).

Значение свободы для человека в целом выражает вместе с тем и роль права в общественной жизни людей. Наблюдаемый в истории прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения – это одновременно и правовой прогресс.

9.3. Правовой статус личности

Правовой статус личности – совокупность общих прав, свобод, обязанностей и законных интересов граждан, закрепленных в нормах действующего права.

Правовой статус личности устанавливает пределы возможного и должного поведения для всех лиц, определяет правовое положение человека в отношении к государству, его органам и иным лицам.

Выделяется три вида правового статуса личности: общий, специальный (родовый) и индивидуальный (частный).

Частный правовой статус личности – правовой статус человека как индивида, как единицы общества, единственной и неповторимой. Частных правовых статусов столько, сколько индивидов. Данный вид статуса подвержен изменению, так как он зависит от того, на каком этапе развития находится лицо.

Специальный правовой статус личности характеризуется совокупностью признаков, которые описывают правовое положение человека как определенной категории лиц (студенты, депутаты, судьи, пенсионеры и др.).

В общем правовом статусе человек рассматривается как составная часть общества, в которой учитываются не его особенности, отличия от остальных, а сходства с иными лицами. Поэтому общий правовой статус един для всех.

Элементы правового статуса личности:

1) гражданство – политически-правовая принадлежность человека к определенному государству, в силу чего на лицо распространяется суверенитет этого государства и оно пользуется государственной защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами;

2) правосубъектность (право- и дееспособность);

3) субъективные права, свободы и юридические обязанности.

Иностранные граждане и лица без гражданства по своему статусу приравниваются к гражданам Республики Беларусь. Они пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст.11 Конституции Республики Беларусь).

При осуществлении своих прав и свобод человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения к правам и свободам других, сохранения суверенитета, безопасности и целостности государства.

Термин «свобода» и термин «право» равнозначны. Вместе с тем при их одновременном употреблении внимание акцентируется на отдельных аспектах их содержания. Одни авторы считают, что первый термин обычно используется для обозначения гарантированной правом сферы автономии субъекта, внутри которой он вправе действовать по своему собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин «право» используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно-определенное действие и поведение. По мнению других, термин «свобода» используется тогда, когда ей не противостоит соответствующая обязанность другого лица. Праву же такая обязанность всегда корреспондирует.

9.4. Классификация прав личности

Права и свободы человека по сфере и предмету правового регулирования подразделяются на личные, политические, экономические, социальные и культурные.

Личные права и свободы – это права и свободы, признающие и защищающие человека как отдельное природное и духовное существо, как свободную личность. К таким правам и свободам относятся прирожденные неотчуждаемые права человека на жизнь, охраняемое государством достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, право на неприкосновенность жилища, право определять и указывать свою национальность, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право свободно передвигаться и др.

Эти личные права по своему содержанию имеют индивидуально-человеческий характер. Они принадлежат человека в силу того, что он человек.

Политические права и свободы – это права и свободы индивида как гражданина на участие в политической жизни общества и осуществлении государственной власти. К этим права относятся: право сохранять свое гражданство или изменять его, право на объединение в политические партии, союзы, право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными, право на равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право не быть высланным за пределы своего государства и др. Данные права, в основном, носят приобретенный, а не прирожденный и неотчуждаемый характер.

Экономические права и свободы – это права индивида (человека и гражданина) как независимого субъекта товарно-денежных, производственных, рыночных отношений. К рассматриваемой группе прав относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества в предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности, свобода труда и запрет принудительного труда, право свободного выбора рода деятельности и профессии сообразно своим способностям и уровню образования.

Социальные права – это права человека по обеспечению и защите его потребностей в различных сферах социальной жизни людей. К данной группе прав относятся: право на участие в профсоюзах, право на здоровые и безопасные условия труда, право на достойное вознаграждение за труд, право на семью, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Культурные права и свободы – это права и свободы человека в сфере творческой деятельности, участия в культурной жизни и пользования ее благами. К этим правам относятся: свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавание, право каждого на пользование учреждениями культуры, на свободный доступ к культурным ценностям.

Данный способ классификации нашел свое отражение в Конституции Республики Беларусь, одна из глав которой последовательно перечисляет личные, политические, экономические и социально-культурные права. В завершении даются основные обязанности человека и гражданина.

9.5. Гарантии прав и свобод личности

Полное, всестороннее и эффективное использование субъективных прав и свобод личности невозможно без установления соответствующих гарантий их реализации.

Выделяются внутригосударственные и международно-правовые гарантии.

К первым относятся средства, меры, обеспечивающие использование человеком своих прав и свобод и закрепленные правовой системой данного государства. Ко вторым относятся гарантии, вытекающие из международных соглашений.

По характеру гарантии можно подразделить на:

  • конституционные;
  • процессуально-правовые;
  • судебно-принудительные;
  • общественно-демократические;
  • договорные.

В соответствии со ст.21 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в ней самой, законах и международных актах. Конституция запрещает любые формы ограничения прав и свобод граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или иной принадлежности. Женщины и мужчины имеют равные права и свободы. Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.

Институциональным гарантом прав и свобод по Конституции выступает институт президентства. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека.

Процессуально-правовые гарантии предусматриваются процессуальным законодательством и направлены на строгую формализацию процедур защиты прав и свобод человека. К ним относятся:

  • презумпция невиновности;
  • право на адвоката в процессе;
  • право на ознакомление с материалами дела;
  • право на рассмотрение дела в своем присутствии;
  • право на беспристрастный и объективный суд;
  • право на обжалование решений суда;
  • обеспечение иска и т.д.

Судебно-принудительные гарантии основываются на статусе судебной власти как самостоятельной ветви власти и на использовании государственного принуждения при исполнении решения суда. Решение (приговор) суда подлежит обязательному исполнению. При нежелании стороны его исполнять в добровольном порядке, оно исполняется принудительно. Сторона, отказывающаяся исполнять решение суда либо создающая препятствия для этого, может привлекаться к ответственности вплоть до уголовной.

Общественно-демократические гарантии разрабатываются и поддерживаются общественными институтами демократического общества: профсоюзами, прессой, общественным мнением и т.д.

Договорные гарантии относятся к сфере частной воли субъектов правоотношений и широко применяются в гражданском, семейном, трудовом праве.

В гражданском праве широко развит институт обеспечения исполнения обязательств, включающий в себя неустойку, залог, удержание, поручительство, гарантию, задаток и др. В семейном праве предусматривается возможность заключения Брачного договора, Соглашения о детях, в трудовом – коллективного договора, где фиксируются гарантии реализации достигнутых договоренностей.

В современных условиях на первый план выдвигается задача формирования и действия системы реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Для практического их осуществления необходимо эффективное, согласованное и целенаправленное взаимодействие структур гражданского общества и правового государства.


ТЕМА 10.

ГОСУДАРСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

1. Основные концепции происхождения и сущности государства

2. Современное понимание государства

3. Функции государства

 

10.1. Основные концепции происхождения

и сущности государства

Вопрос о возникновении государства имеет несколько аспектов. Во-первых, это первоначальное возникновение государства, т.е. постепенное, на протяжении многих веков вызревание в человеческом сообществе этого политического института. Во-вторых, это производное возникновение государства, когда новое государство создается в государственно-организованном обществе на базе ликвидации прежнего государства в результате революции, разделения государства на другие государства, сецессии (выделения) части государства и образования собственного государства, соединения разных государств в одно. В-третьих, это возникновение государства в безгосударственном колониальном обществе, в зависимой стране, находившейся под управлением государства-метрополии.

Существует множество доктрин, объясняющих первоначальное возникновение государства. Мы рассмотрим основные из них.

В религиозных концепциях государство рассматривалось как явление, дарованное людям свыше. В их основе лежат представления о небесном, божественном первоисточнике происхождения как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей (т.е. общества и государства). Именно в Боге виделось исходное основание возникновения государства.

Согласно патриархальным (от патриарх – родоначальник) и патерналистским (от патер – отец) воззрениям общество и государство возникают из семьи, а общественная и государственная власть – из власти отца семейства. Уже в древних сказаниях власть той или иной родовой общины, племени возводится к власти прародителей, праотцов. Род, племя при этом уподобляются большой семье, а носитель власти – отцу семейства. Так, по Конфуцию, управление государством должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы «старших» о «младших», преданности и почтительности «младших» к «старшим». Для установления в государстве таких семейных взаимоотношений между властью («старшими» во главе с императором-отцом) и подданными («младшими») необходимо утвердить хороший порядок в семье.

В развернутом виде патриархальная концепция теории происхождения государства представлена в произведениях Филмера (XVII в.). Свою теорию он обосновывает ссылкой на положения Библии о божественном сотворении Адама, на библейскую заповедь «почитай отца своего». Первочеловек как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом. Исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций всякое выступление против абсолютной власти монарха расценивалось как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти государства. В патриархальной концепции Филмера просматривается тесная связь с христианской религиозной концепцией.

Патриархальные представления о государственной власти по своей сути носят архаичный характер. В условиях достаточно развитой цивилизации подобные представления, как правило, используются в консервативно-реакционных целях для обоснования и оправдания различных форм абсолютной, авторитарной или тоталитарной власти монарха, вождя (нередко именуемых «царем-батюшкой», «отцом народов» и т.д.).

Согласно органическим концепциям сущности государства оно является живым организмом, совокупностью взаимосвязанных органов. Место, значение и власть каждого сословия и института в иерархической системе организации общественной и государственной жизни определяются функцией и ролью соответствующего органа в жизни организма. В этом смысле более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в системе государства.

Так, в древнеиндийской мифологии говорится, что все в мире произошло из вселенского тысячеглавого, тысячеглазого и тысяченогого тела. Из органов этого тела возникли составные части (сословия) древнеиндийского общества и государства: «брахманом стали его уста, руки – кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра». У Платона соответствие свойств отдельного человека и государства трактовалось следующим образом. «В человеке голова и душа правят телом, а в самой душе разумное начало правит двумя чувственными началами: яростным и вожделеющим. Аналогично обстоит дело и с организацией правления в государстве, где трем началам человеческой души соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим началам – три сословия: правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев)».

Общество и государство в органической теории как часть природы развиваются подобно зародышу животного. Социальный организм растет путем интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций. Сторонники данной концепции считают, что правительство осуществляет функции головного мозга, торговля – функции кровообращения, транспорт – функции ног и т.д.

Концепции общественного договора встречаются уже в древности. Древнекитайский мыслитель Мо-цзы (V в. до н.э.) писал, что между людьми царила вражда, не было управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, сделали его правителем и предоставили ему право управлять собой. Только он может создавать единый образец справедливости, поэтому в государстве воцарился порядок.

Идеи договорного происхождения государства получили широкое распространение в Новое время.

Ж.Ж. Руссо (1712-1778гг.) в своей работе «Об общественном договоре» характеризует догосударственное состояние как строй всеобщей свободы и равенства. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства начинается борьба между бедными и богатыми. Выход из такого состояния был найден заключении соглашения о создании государственной власти и закона, которым будут подчиняться все. Благодаря общественному договору каждый, передав в общее достояние и поставив под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Эта публичная персона, образующаяся в результате объединения всех других, именуется Республикою, Политическим организмом, государством. Общественный договор дает политическому организму власть над всеми его членами.

На идеи общественного договора опирались американские мыслители при обосновании суверенных прав народа США на независимость от Великобритании и на формирование своего самостоятельного государства. Эти идеи нашли свое выражение в Декларации независимости США (1776г.), где утверждается, что все люди сотворены равными и одарены от рождения неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Для обеспечения данных прав люди учредили правительства, заимствующие свою власть из согласия управляемых. Если же такая форма правительства становится гибельной, народ имеет право изменить или уничтожить его и установить новое.

Договорные концепции государства сыграли заметную прогрессивную роль в развитии либерально-правовых и демократических представлений о сущности и назначении государства, о правовой сущности и назначении государства, о правовой организации государственной жизни, неотчуждаемых прав и свобод человека.

Концепции насилия. Представители данного направления трактуют возникновение государства как результат насилия (внутреннего или внешнего).

Взгляды о внутреннем насилии в качестве причины возникновения государства развивал Дюринг. Насилие одной части первобытного общества над другой – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильного порабощения одних другими возникают собственность и классы.

Представления о внешнем насилии как определяющем факторе возникновения государства и права развивали Гумплович, Каутский. Они исходили из того, что человек – существо стадное и потому всегда руководствуется мнением своего сообщества. Последнее для самосохранения всегда стремится к расширению своего влияния и могущества, а также увеличению своего благополучия за счет других сообществ. Это лежит в основе войны различных социальных образований, в основе стремления одних племен и сообществ подчинить себе других, поработить, эксплуатировать их. Так возникает государства, так происходят расширение их территорий, возникновение империй. При этом государства всегда основываются меньшинством пришлых завоевателей, т.е. более сильным сообществом.

Марксистская концепция опирается на историко-материалистическое учение об обществе, на классовую трактовку государства. Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое, на смену которому – в результате общественного развития – идет феодальное, а затем – буржуазное. Уничтожение путем революции частной собственности как основы классов, государства ведет к бесклассовому, безгосударственному коммунистическому обществу. Коммунистическое общество (без государства) – это определенное повторение на более высокой ступени исторического развития первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

Родовой строй был разрушен и заменен государством под воздействием экономико-производственных факторов, разделением труда, появлением избыточного продукты, собственности и, как следствия, раздела общества на противоположные классы. Поэтому государство есть продукт общества на известной ступени его развития, государство есть признание того, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Для их разрешения необходима навоя сила, и эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

10.2. Современное понимание государства

Многие современные школы исходят из того, что государство – это определенное объединение людей, сообщество, проистекающее из необходимости жить вместе на определенной территории (в государственных границах), а всякая кооперация требует регулирования совместной деятельности, отношений людей и их групп, имеющих различные интересы. В этом коренится характер государства как политического сообщества, которое нельзя отождествлять с обществом в целом. Смешение этих понятий было присуще в исследованиях до XVII в. С тех пор в науке отчетливо различаются общество и государство.

Государство – это организация в обществе данной страны. Государство поэтому определяется «как хорошо организованная машина власти вместе с находящимися в услужении общества чиновниками и вооруженными силами. Особенности такой организации состоят в том, что государство является единственной универсальной организацией в стране. Каждый, находящийся, постоянно или временно, на территории страны, является своеобразным субъектом этой организации, имеет определенные права и несет перед государством пребывания обязанности.

Государству-организации в некоторой мере присущи элементы добровольности (можно выйти из гражданства, свободно покинуть страну), но в основе оно строится на обязательности. Все лица, находящиеся на государственной территории, независимо от их желания, должны подчиниться власти этой организации, соблюдать законы государства. За нарушение последних лицо может быть наказано, вплоть до лишения жизни. Таких санкций не знает ни одна другая легальная организация.

Государство – это политическое регулирующее учреждение, регулятивный политический институт в обществе данной страны. Его государственный аппарат выступает как некая машина, призванная регулировать общественные (но не все) отношения между людьми и их группами. Государство – это некий арбитр, который действует в интересах всего общества, чтобы не допустить социальное противоборство до крайней черты, предотвратить анархию и распад общества, обеспечить определенную степень социальной солидарности общества.

Государство – это публичная, государственная власть. Эта власть универсальна и распространяется на всех членов общества дано страны. Эта власть юридически независима от любой власти внутри и вне страны. Каждое государство обладает государственным суверенитетом, вправе применять особое – государственное принуждение. Принуждение есть в той или иной форме во всяком человеческом коллективе. Государственное принуждение не ограничивается лишением некоторых благ. Оно распространяется на имущество, свободу и даже жизнь человека. Такие возможности государственного воздействия обусловлены тем, что государство – это орган легализованного и легитимного принуждения.

Легализация государственного принуждения осуществляется путем принятия конституции, законов, других актов государства. Легитимация – это признание населением государственного принуждения, осуществляемого в определенных случаях, в качестве обоснованного, справедливого, целесообразного, необходимого.

Между легализацией и легитимацией возможны расхождения. Народ может не одобрять установленную в соответствии с нормами конституции легальную государственную власть, считать ее несправедливой, что может вести к замене мирным или немирным путем. Легитимная государственная власть может некоторое время нелегализованной.

Суммируя сказанное, современная наука в общих чертах определяет государство следующим образом: это универсальная политическая организация, обладающая государственным аппаратом (аппаратом принуждения) и особой публичной, легализованной и легитимной властью, предназначенная для управления обществом с целью обеспечения его прогрессивного, гармоничного развития.

Признаки государства:

1) Наличие территории с четко определенными внешними границами. Территория государства включает в себя всю землю, находящуюся в пределах его границ, а также воздушное пространство над ней и природные ресурсы, прибрежные воды, территории консульских учреждений на территориях других государств, а также иные территории в соответствии с международным законодательством.

2) Наличие населения. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию определенной страны независимо от их принадлежности к какой-либо группе. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами.

3) Наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обладает особым аппаратом управления делами общества, существующим специально для выполнения государственных функций. Публичная власть, реализуемая государственным аппаратом, составляет неотъемлемый признак государства и там, где широко развито местное самоуправление.

4) Наличие обязательных налогов и податей, необходимых на управление делами общества, в том числе на содержание самой государственной власти.

5) Наличие суверенитета. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии ненарушения суверенитета других государств.

6) Наличие правовых норм, по которыми понимаются общеобязательные правила поведения людей, санкционированные государством в виде законов, других актов государства.

10.3. Функции государства

Функции государства – это основные формы (направления) деятельности государства по управлению делами общества, выражающие сущность государства.

Сложная и многообразная деятельность государства по управлению делами общества объективно обусловливает одновременное выполнение не одной, а нескольких функций. Каждая функция осуществляется применительно к определенной сфере общественных отношений, составляющих основу существования общества, – экономике, политике, экологии и т.д.

Система функций государства носит конкретно-исторический характер и меняется не только под воздействием условий, в которых действует государство, но и применительно к задачам, решаемым им в тот или иной исторический период. Поэтому они могут быть неодинаковыми у различных государств или у одного и того же государства на разных этапах его развития.

Все функции государства принято делить на два вида: внутренние и внешние.

В число внутренних функций входят такие направления деятельности государства, которые ориентированы на решение внутренних задач страны. Внешние связываются с деятельностью государства на международной арене, направленной на установление и поддержание отношений с другими государствами.

По сфере осуществления внутренние функции государства подразделяются на:

· экономическую, которая выражает степень участия государства в управлении экономикой, определяет его способность содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны, создавать надлежащие условия для реализации экономических прав населения. Осуществляя экономическую функцию, современное государство непосредственно участвует в хозяйственной деятельности, выступает собственником организаций и имущества. Интенсивность государственного вмешательства в экономику страны ощущается через объем правового регулирования, антимонопольную политику, создание условий добросовестной конкуренции, поддержание стратегически важных, социально значимых производств и др. В экономической сфере государство осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью, устанавливает налоги, распределяет бюджетные средства, совершает иные действия;

· политическую, основное содержание которой связано с регулированием отношений классов и социальных слоев общества, групп влияния с тем, чтобы их противостояние не выходило за определенные рамки, подчинялось установленным законом правилам. Осуществляя политическую функцию, государство должно действовать в интересах всего общества, а не доминирующего класса, оно обязано учитывать интересы всех слоев населения в целях нахождения компромисса;

· социальную, т.е. предоставление социальных услуг обществу в целом, государственная поддержка незащищенных слоев населения. Социальная функция должно обеспечивать реализацию всех социальных прав человека, включая право на достойный уровень жизни, социальное обслуживание в старости и др. Социальная политика государства включает в себя 1) борьбу с безработицей и государственную помощь безработным, 2) государственное регулирование размера минимальной заработной платы, 3) общедоступность и бесплатность общего образования в государственных учреждениях, 4) бесплатную медицинскую помощь, 5) бесплатное пользование библиотечными фондами, 6) социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности и др.;

· экологическую. Экологическая функция – сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. Глобальные и необратимые изменения природной среды требуют активного вмешательства государства во все сферы деятельности общества с целью сохранения и приумножения природных ресурсов и недопущению экологических, техногенных катастроф. Основные мероприятия государства по реализации экологической функции проявляются в том, что оно принимает меры по нормированию качества окружающей среды, разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности человека. Особое значение уделяется экологической экспертизе при проектировании, строительстве и реконструкции промышленных объектов, принимается экологическое законодательство, предусматривающее меры ответственности, вплоть до уголовной, за те или иные правонарушения.

Принимая за основу критерий построения государства по принципу разделения властей выделяют:

Законодательную функцию – установление посредством законов обязательных правил общего характера, норм поведения субъектов. Этим правилам должны соответствовать все другие правовые акты, деятельность всех органов, должностных лиц, поведение граждан. Законы, как правило, принимаются парламентом, но могут быть приняты и исполнительной властью. Некоторые авторы выделяют более широкую функцию государства – нормотворческую.

Исполнительно-распорядительную функцию – деятельность государства по претворению в жизнь положений и предписаний законов, иных нормативных правовых актов. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленные в государстве законы постоянно и неуклонно действовали. Она призвана обеспечить все формы реализации права (осуществление, исполнение, соблюдение, применение) как в деятельности самого государства (его государственных органов), так и применительно к поведению людей. Исполнительно-распорядительная функция включает в себя в качестве важного компонента и деятельность государства по обеспечению процесса осуществления прав и свобод человека и гражданина, исполнения им своих обязанностей.

Судебную функцию. Правосудие осуществляется исключительно судом. Он призван в особой процедурной форме разрешать конфликты в обществе, используя государственную власть. При этом не устанавливаются общие правила поведения, суд не занимается управленческой деятельности. Решения суда, вступившие в силу, должны исполняться всеми государственными органами, иными субъектами, к которым они относятся.

Контрольно-надзорная функция выражается в форме инспектирования, проверки, ревизии соответствия деятельности органов государства, их должностных лиц принимаемых ими решений, деятельности других организаций и поведения граждан конституции, законам и другим нормативным правовым актам. Данную функцию осуществляют как собственно контролирующие органы, не входящие в исполнительную власть (прокуратура, комитет государственного контроля), так и некоторые исполнительные органы (министерство по налогам и сборам), а также иные организации.

Внешняя функция государства включает в себя многообразную деятельность государства по обеспечению обороноспособности страны и защиты населения от внешней агрессии, по организации и осуществлению сотрудничества с другими государствами, защите прав и интересов своих граждан вне пределов страны, укреплению и развитию международного сообщества, преодолению воин и упорядочению миропорядка, ликвидации последствий катастроф, их недопущению и т.д.

Основная цель международной деятельности современных государств сводится к обеспечению мира, оперативному разрешению локальных вооруженных конфликтов и развитию международного сотрудничества.

Особенность внешней функции состоит в том, что каждое государство стремясь к единой цели, желает достичь ее такими методами и средствами, которые бы наиболее полно отвечали его интересам и потребностям. Такое естественное желание государства может вызывать столь же естественное возражение у других государств. Противоречивость способов достижение цели на международной арене обусловливается несовпадением их экономических, политических интересов, идеологическими различиями, стремлением отдельных государств к мировому лидерству. Поэтому одинаковые внешние функции государств не гарантируют успеха в достижении осознаваемой ими общей цели обеспечения мира и сотрудничества.

 

 


ТЕМА 11.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие формы государства

2. Форма правления

3. Форма государственного устройства

4. Политический (государственный) режим

1. Понятие формы государства

Под формой государства понимаются организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и правовой культуры населения.

Каждое государство по-своему закрепляет систему государственных органов, их полномочия и связи друг с другом и населением. На форму государства влияют разнообразные политические, экономические, социальные и иные факторы. Она не может не учитывать и национальный состав населения, стремление отдельных наций и народностей иметь собственное государственное образование. Она в определенной степени зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы органов государства за власть, за право принимать решения по основополагающим вопросам жизнедеятельности государства и общества.

Форма государства рассматривается в единстве трех аспектов: 1) каким образом организована верховная власть в стране, 2) как характеризуется связь этой власти и других центральных органов государства с органами, осуществляющими управление территориями страны, 3) какими способами, методами государство взаимодействует с населением и иными институтами гражданского общества. Иными словами, форма государства включает в себя три взаимосвязанных элемента: 1) форму правления; 2) форму государственного устройства; 3) форму государственного (политического) режима.

11.2. Форма правления

Форма правления – это способ организации и формирования верховной власти. Форма правления затрагивает вопросы о том, как построена верховная (суверенная) власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними и т.д.

По форме правления государства подразделяются на две основные группы: монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, как правило, по принципу наследования.

Основными разновидностями монархии являются абсолютная и представительная (ограниченная) монархия. В абсолютной монархии верховная власть монарха не ограничена каким-либо представительным (законодательным или законосовещательным) органом. Абсолютная монархия существовала в России до формирования Государственной думы в начале XX века. Высказывается мнение, что в настоящее время таких монархий нет.

Представительная монархия имеет две исторические формы: сословно-представительную и конституционную. Конституционная монархия как форма правления исторически приходит на смену абсолютной монархии. При ней власть монарха на основе конституции (или определенных правовых актов конституционного значения) ограничивается законодательной властью парламента как органа народного представительства (парламентарная монархия). На стадии неразвитой конституционной монархии, именуемой дуалистической монархией, вся исполнительная власть принадлежит монарху. Он обладает также правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по своему усмотрению.

Современная развитая конституционная монархия (Англия, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония) представляет собой правовое государство. В такой конституционной монархии полномочия монарха во много носят номинальный характер. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству.

При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрания представителей различных сословий – духовенства, дворянства. Подобные монархии характерны для эпохи перехода от феодальной раздробленности к абсолютной монархии.

В некоторых монархических государствах (Саудовская Аравия) монарх возглавляет не только светское, но религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.

Республика (от res publicum – дело народа) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Основными формами современной республики являются парламентская (парламентарная) республика и президентская республика. Промежуточная форма: смешанная (полупрезидентская) республика.

Парламентарная республика – это форма правления, при которой парламент (как высший представительный и законодательный орган) формирует высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет парламентский контроль за ее деятельностью. Глава государства (президент) также избирается парламентом. Правительство формируется из представителей партий, обладающих парламентским большинством, и несет ответственность перед парламентом. Парламентское большинство может отправить правительство в отставку. Президент может распустить парламент (Греция, Италия, Германия).

Президентская республика – форма правления, при которой не только парламент, но и президент избираются населением. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях, независимых от