Уровень и качество жизни населения.

Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения, т.е. обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Под уровнем жизни понимается комплекс жизненных стандартов материального ха­рактера. В широком смысле понятие качества жизни населе­ния включает четыре блока характеристик: качество населе­ния, уровень жизни населения, социальная безопасность, ка­чество окружающей среды.

Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси.

1.3. Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура.

Регулирование доходов населения и заработной платы явля­ется одним из приоритетных направлений социальной полити­ки государства.

Главной целью становится созданиедля каж­дого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности соци­альной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения.

В 2001—2009 гг. была обеспечена положительная динамика ведущих макроэкономических показателей, в том числе реальных денежных доходов населения и реальной зара­ботной платы. В 2009 г. рост реальных денежных доходов насе­ления по отношению к 1990 г. составил свыше 273 % , реальная заработная плата увеличилась в 2,73 раза, а по отношению к 1995 г. — почти в 5 раз и в конце 2009 г. (в долларовом эквива­ленте) достигла 300 дол. США.

Удельный вес зарплаты в денежных доходах населения колеблется: 55,9 % в 2000 г., 58,0 % в 2005 г., 57,1 % в 2009 г. Доля трансфертов населению тоже: 19,3 % в 2000 г., 21,6 % в 2005 г., 19,7 % в 2009 г. Доходы от собственности: 2,0 % в 2000 г., 1,6 % в 2005 г., 2,8 % в 2009 г. Реальные денежные доходы — это денежные доходы, скоррек­тированные на индекс потребительских цен на товары и услуги.

Доля оплаты труда в ВВП в 2001-2009 гг. возросла с 43,9 до 47,6 %, в экономически развитых странах она составляет 50—60 %;

Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета за тот же период взросло со 126,0 до 254,7 %, что говорит не только о хорошей динамике оплаты труда, но и о недостаточной регулирующей роли МПБ.

В 2009 г. денежные расходы и сбережения населения соста­вили 87192 млрд р., в том числе покупка товаров и оплата ус­луг 79,4 %, оплата обязательных платежей и добровольных взносов — 18,9 %, накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы — 5,7%.

Соотношения, характеризующие уровень пенсионного обес­печения, в 2001—2009 гг. сложились следующим образом:

• средний размер пенсии вырос с 65 тыс. р. в 2001 г. до 429,5 тыс. р. в 2009 г., или в 6,6 раза;

• минимальный потребительский бюджет пенсионера уве­личился за этот период с 88 до 344,8 тыс. р., или в 3,9 раза;

• возросла доля пенсии в МПБ пенсионера с 74 до 124,5 %, соотношение среднего размера пенсии к среднему разме­ру заработной платы сохраняется на уровне 39-40 %;

• темп роста реального размера месячной пенсии в 2001- 2009 гг. составил 259,3 %.

Действующая национальная пенсионная система нуж­дается в реформировании, поскольку далее она не может спо­собствовать социальной стабильности.