Внешнеторговая политика

Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.

Государственное регулирование международной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним (ВТО, ЕС, ЕАСТ).

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Значит, часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

Роль внешнеторговых тарифов тороговли неоднозначна для различных экономических агаентов. . Так в результате введения импортного таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители импортных товаров, которые будут вынуждены либо тратить на приобретение данного товара большую сумму денег, либо приобретать его в меньших количествах, либо и то и другое одновременно. Таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей. Потеря потребителей от введения тарифа оказывается весьма значительной: тариф приводит к увеличению не только цен импортных изделий, но и отечественных, на которые тоже растет цена, так как увеличение их выпуска ведет к росту издержек производства.

Таможенный тариф оказывает влияние и на производителя. Чем дороже обходится потребителю иностранный товар, тем с большей охотой он обращается к отечественным производителям, которые в результате выигрывают как за счет роста продаж, так и от более высоких цен, установившихся благодаря введенному тарифу. Размер дополнительного выигрыша производителей в отрасли, конкурирующей с импортом, от введения импортного тарифа существенно меньше, чем потери потребителей. Это объясняется тем, что отечественные производители выигрывают от повышения цен только на свою продукцию, в то время как потребители платят в цене за все приобретаемые продукты (и отечественные, и импортные).

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на интересы потребителей и производителей, он также является важным источником дохода для государственного бюджета. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта. Однако таможенный тариф будет приносить доход государству лишь в том случае, если он не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам.

Экспортный тариф. Обычно государство ограничивает импорт, но иногда оно идет и на ограничение экспорта. Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Такое возможно также и в случае, если внутренняя себестоимость на отдельный, как правило сырьевой товар, ниже мировых цен, и с целью обеспечения внутренних потребностей государство помимо квот также и экономически стремится стимулировать производителей ориентировать ся на внутренний рынок (для России типична ситуация с экспортом нефтепродуктов, поскольку в случае отсутствия тарифного и нетарифного регулирования можно было бы прийти к ситуации дефицита на внутреннем рынке топлива). Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Нетарифные методы регулирования международной торговли. Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений.

Существуют следующие виды нетарифных методов регулирования.

Квотирование – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

Лицензирование – разрешение, выдаваемое государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Добровольные экспортные ограничения, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну.

Экспортные субсидии – льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу.

Экспортные кредиты выделяются экспортерам государствен­ными банками по низкой ставке процента или импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит).