Система сертификации УКРСЕПРО и ее правовые принципы

В Украине существует государственная система сертификации продукции – Система УКРСЕПРО. Работы в Системе УКРСЕПРО организует Государственный комитет Украины по вопросам технической регуляции и потребительской политики – Госпотребстандарт Украины, который является Национальным органом по сертификации, – (раньше имел название Госстандарт Украины). Госпотребстандарт Украины – национальный орган Украины из сертификации, который осуществляет но координирует работу относительно обеспечения ее функционирования, а именно:

- определяет основные принципы, структуру и правила системы сертификации в Украине;

-утверждает перечни продукции, которая подлежит обязательный сертификации, и определяет сроки ее внедрения;

-назначает органы из сертификации продукции;

-аккредитует органы из сертификации и испытательные лаборатории (центры), аттестует экспертов-аудиторов;

-устанавливает правила признания сертификатов других стран;

- рассматривает спорные вопросы из испытаний и сдержки правил сертификации продукции;

-ведет Реестр государственной системы сертификации;

-организует информационное обеспечение по вопросам сертификации.

Национальная Система сертификации УКРСЕПРО основана практически с момента провозглашения независимости Украины с целью защиты внутреннего рынка от поступления некачественных, опасных товаров, а отечественного производителя – от недобросовестной конкуренции на отечественном рынке в результате предоставления односторонних преимуществ для импортеров. Научно методическим и информационным центром в системе УКРСЕПРО является Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и информатики (УКРНДНЦ), какой выполняет такие основные функции:

осуществляет разрабатывание и совершенствование организационно методических документов Системы УКРСЕПРО;

готовит проекты законодательных актов в отрасли сертификации;

проводит анализ возможностей предприятий и организаций относительно выполнения ими функций испытательных лабораторий и органов из сертификации, осуществляет экспертизу документов, которые подаются для аккредитации, готовит предложения Госпотребстандарта Украины относительно их аккредитации в Системе УКРСЕПРО;

готовит предложения из номенклатуры продукции, которая подлежит обовъъязковий сертификации;

оказывает методическую помощь органам по сертификации и испатытельным лабораториям относительно подготовки их к аккредитации, а также предприятиям и организациям в подготовке к сертификации продукции и системам качества;

осуществляет информационное обеспечение и предоставляет информационные услуги в отрасли сертификации.

Свидетельством соответствия международным требованиям Системы УКРСЕПРО есть заключение соглашений относительно взаимного признания результатов работ из сертификации с 32 странами-торговыми партнерами Украины. Интеграция экономики Украины к европейским структурам требует последующей гармонизации методов и практики отечественной сертификации с принятыми в Европейском Союзе и перехода к более совершенным организационным и методическим формам подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям нормативных документов.

С целью развития добровольной сертификации в Украине, последующей гармонизации с европейскими правилами и процедурами оценки соответствия, поэтапного внедрения модульного подхода оценки соответствия, с учетом Директивы Европейского Союза от 22.07.93 г. №93/465/ЕЕС Госпотребстандарт Украины своим приказом от 10.01.99 г. №2 утвердил "Порядок внедрения модульного подхода оценки соответствия с учетом Директив Европейского Союза" (зарегистрировано в Минъъюсти Украины в 11.02.99 г. за № 95/3388). Настоящий документ предназначено для применения к продукции, которая не подлежит обязательной сертификации в Украине в соответствии с действующим законодательством.

За заявкой производителя или поставщика работы из оценки соответствия согласно отмеченному "Порядку..." могут осуществлять органы из добровольной сертификации, зарегистрированные в соответствии с ДСТУ 3416-96, органы из сертификации, аккредитованные в Системе УКРСЕПРО. органы ли из добровольной сертификации, аккредитованные на соответствие ДСТУ Еn 45011-98, ДСТУ ЕИ 45012-98. Правовыми принципами Системы сертификации УКРСЕПРО являются свыше 40 законов Украины, декретов и постановлений Кабинета Министров Украины, которые включают требования и положения, которые касаются стандартизации и сертификации, в частности «О стандартизации и сертификации». Работы из сертификации продукции осуществляются на такой правовой и нормативной основе:

Закон Украины «О защите прав потребителей» (от 12.05.91 г. №1023-ХІІ);

Закон Украины « Об охране труда» (от 14.10.92 г. № 2695-ХИИ);

Закон Украины «О пожарной безопасности» (от 17.12.93 г. № 3745-ХИИ);

Закон Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушение в сфере градостроительства» (от 10.11.94 г. № 239/94-ВР);

Постановление Кабинета Министров Украины «Об организации проведения сертификации продукции» (от 27.02.92 г. № 95);

Постановление Кабинету Министров Украины «Об организации работы, направленной на создание государственных систем стандартизации, метрологии и сертификации» (от 25.05.92 г. № 269);

«Государственная система сертификации Украины» (12 основных ДСТУ, что действуют из 01.04.97 г.);

Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине (приказ Госстандарта от 27.11.96 г. № 499, изменения – от 17.05.97 № 268, зарегистрированные Минъъюстом в 05.06.97 г. № 209/2013; ? «Правила обязательной сертификации строительных материалов, изделий и конструкций» (приказ Госстандарта от 11.04.97 г. № 192, зарегистрированные Минъъюстом в 18.06.97 г. № 222/2026).

В настоящее время разработано, утверждено и предоставлено действию основополагающим государственным стандартам Украины и другим нормативным документам Системы УКРСЕПРО, которые устанавливают доминирующие принципы, организационные принципы, общие правила сертификации и порядок проведения работ, из сертификации и аккредитации в Системе УКРСЕПРО. Всего действуют 20 нормативных документов Системы УКРСЕПРО: 12 государственных стандартов и 8 рекомендаций Госстандарта Украины. Нормативные документы Системы УКРСЕПРО обеспечивают ее организационно методическую единство и взаимодействую всех членов и участников Системы. Они разработаны на основе установок Iso/ИЕС в отрасли сертификации и с учетом рекомендаций Комитета ISO из оценки соответствия (CASCO). При их разработке учитывались также положения европейских стандартов EN серии 45000.

Однако нормативные документы Системы УКРСЕПРО нельзя называть гармонизованными. Дело в том, что согласно определению, установленному в Установке Iso/ИЕС 2:1996, гармонизованными являются лишь идентичные (по содержанию и формой представления) и унифицированные (идентичные по содержанию, но не идентичные за формой) стандарты. В данном случае можно говорить только о соответствии основных положений Системы УКРСЕПРО международным нормам и правилам. К нормативным документам Системы УКРСЕПРО из аккредитации принадлежат такие: ДСТУ 3411-96, что устанавливает основные требования к органам из сертификации продукции и порядок их аккредитации в системе УКРСЕПРО, учитывает положение установок ISO 27, Iso/ИЕС 56 и 65, а также рекомендации ДСТУ EN 45011-98, который является идентичным европейскому стандарту Еn 45011; ДСТУ 3420-96, что устанавливает такие же требования к органам из сертификации систем качества, учитывает положение установок Iso/ИЕС 39 и 62, а также рекомендации ДСТУ Еn 45012-98, который является идентичным европейскому стандарту Еn 45012. Кроме того, отмеченный стандарт учитывает требования ДСТУ ISO 10011-97 (3 части), идентичного соответствующим миж¬народним стандартам ISO; ДСТУ 3412-96, что устанавливает общие требования к испытательным лабораториям (центров), их права, обовъъязки, а также порядок аккредитации в Системе УКРСЕПРО, учитывает требования установки Iso/ИЕС 25, а также рекомендации ДСТУ EN 45001-98, который является идентичным европейскому стандарту Еn 45001. Сертификация и в настоящее время остается в Украине единственной формой подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Однако подтверждение соответствия лишь третьей стороной не всегда является оправданным с точки зрения расходов времени и средств, то есть сертификация не для всех видов продукции адекватна риску потребителя. В мировой практике, в частности в странах Европейского Союза, относительно разных видов продукции устанавливается несколько возможных форм и способов подтверждения соответствия, из которых возможно сделать выбор. Кроме того, законы, которые внедряют обовъъязкову сертификацию, содержат лишь общее требование об обовъъязкову сертификации, не четко очерчивая сферу введения обовъъязковой сертификации и не регламентируют требований, на соответствие которым должна осуществляться сертификация. В странах ЕС на многие виды продукции действуют законы прямого действия, принятые на базе директив ЕЕС, которые требуют обязательного подтверждения соответствия и подлежат безусловному выполнению. Сертификация является одной из достоверных форм подтверждения соответствия для продукции, которая является опасной для жизни, здоровья и имущества граждан и для окружающей естественной среды. Сертификация в законодательно регулируемой сфере проводится исключительно в государственной системе сертификации. Государственная система сертификации Украины предусматривает обязательному и добровольную сертификацию. В первом случае она связана, как правило, с безопасностью, охраной окружающей среды, здоровья потребителя.