Ситуация 4

Ситуация 3

Ситуация 2

Японская фирма Sony считается самой инновационной фирмой в области бытовой радиоэлектроники. В течение своей 50-летней дея­тельности она постоянно вводила в обиход принципиально новую тех­нику, изменяющую труд и досуг людей. Объем продаж фирмы в 1991 г. достиг $26 млрд, в 1994 г. он вырос до $36,6 млрд. Вся продукция фирмы разработана ее научным и инженерным персоналом, насчиты­вающим 9 тыс. человек (при общем количестве занятых на фирме 112,9 тыс. человек). Фирма затрачивает на исследования и разработ­ки $4,5 млрд, что составляет 5,7 % от объема продаж. Ежегодно Sony предлагает 1000 новых изделий — примерно 4 каждый рабочий день. Около 800 из них — это усовершенствованные версии изделий, кото­рые уже имеются на рынке: или с улучшенными характеристиками, или с пониженной ценой. Остальные 200 — это оригинальные разра­ботки, нацеленные на открытие новых рынков: новинки аудио- и ви­део-, компьютерной техники.

Широко используется показатель инновационности «ТАТ», кото­рый пущен в оборот японцами и происходит от американского сло­восочетания «turn — around time» {«успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потреби­телю в больших количествах. Фирме Matsushita в цветном телевиде­нии принадлежит своего рода рекордное значение показателя «TAT» ~ 4,7 мес.

Эксперты консультативной фирмы McKinsey считают, что в авто­мобильной промышленности применение передовой компьютерной технологии приведет к снижению показателя «ТАТ» за счет сокраще­ния на 25 % цикла конструирования и разработки автомобиля. Это означает экономию в 18 мес, которая позволит автомобильным ком­паниям принимать решения о том, какие следует производить автомо­били, на полтора года ближе к моменту выпуска изделия на рынок. А это огромное преимущество перед конкурентами, которые не суме­ли воспользоваться новой технологией.

Реже используются в широкой печати другие показатели, например структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специаль­ных аналитических обзорах.

Корпорация Minnesota Mining & Manufacturing (3M), ведущая ком­пания в обрабатывающей промышленности, является примером фор­мирования динамичной, ориентированной на рынок организационной структуры. В 1990-е гг. она находилась в первой сотне промышленных гигантов США: 32-е место по размерам прибыли ($ 1,3 млрд в 1994 г.), 30-е — по числу работающих (83 тыс. человек), 27-е — по суммарному объему продаж ($ 15,1 млрд). Корпорация гордится высокой наукоем-костью своей продукции: доля затрат на НИОКР в стоимости продаж в 1994 г. составила 6 %, что вдвое превышает средний показатель по обрабатывающей промышленности США.

Особо выделяется специфическая форма деятельности корпорации в научно-технической сфере через финансирование венчурных ком­паний, т. е. мелких (изобретательских), создаваемых учеными пли предпринимателями для разработки какого-либо передового наукоем­кого изделия или технологии.

Контролируя развитие нескольких сотен таких фирм, корпорация фактически осуществляет широкозахватный поиск перспективных научно-технических достижений. На приобретение наиболее перспек­тивных инновационных фирм ежегодно тратится $ 100-150 млн.