Развитие речи у младших школьников.

1. Самостоятельное составление детьми предложений, элементарное связывание нескольких предложений

2. Работа над деформированными текстами – например, вставлять пропущенные слова и выражения.

3. Оформление журналов, написание объявлений, афиш, писем, дневников с объяснением особенностей жанров.

4. Нельзя давать детям задание написать сочинение только на том основании, что они справились с этим в устной форме. Обязательно нужно давать план – вопросник или картинки – опоры.

5. Особо большое значение в развитии письменной речи имеет устная работа с текстами (продолжение рассказа, рассказ по началу), так как она представляет собой попытку встать на точку зрения писателя.

Выводы:

 

 

Мышление.

Вопросы активизации:

1. Можно ли сказать, что у человека в период бодрствования постоянно работает мышление?

2. С помощью каких средств развивается мышление детей? Как добиться того, чтобы мышление ребенка работало на уроке или занятии?

Мышление – высший познавательный процесс. Ощущение и восприятие дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира. Например, мы можем непосредственно определить, какая погода: вышли на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно определить погоду и не выходя из дома, косвенным путем. Например, с помощью термометра. Не непосредственно, а с помощью средства. Мышление помогает понять те свойства и явления, которые обычно невозможно познать с помощью органов чувств. Например: проблема – нам нужно измерить высоту дерева. Как это сделать? Непосредственно не получится, значит, нужно средство, например, измерить тень дерева в определенный час.

Мышление – это активная форма творческого познания и преобразования реальности, деятельность, в результате которой порождается новое знание. Итог мышления – возникновение мысли, идеи.

Особенности мышления:

1. Мышление связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить. Проблемная ситуация – ситуация напряжения, сомнения. Ситуация, которая содержит в себе противоречие, например: что может быть одновременно и черным и белым? Или: ребенок хочет взять домой собаку, а мама категорически против – как объединить их противоположные желания? Мышление творческое, продуктивное, диалектическое позволяет решить проблемную задачу, найти объединяющее решение.

2. Опосредованность – область того, о чем мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. То есть мышление позволяет выйти за пределы непосредственного опыта.

3. Для мышления характерна обобщенность – люди в деятельности опирается на общий опыт, усвоенную от других и обобщенный. Например, если лист бумаги бросить в огонь, что будет? Сгорит. Откуда мы это знаем, если мы сами этот конкретный лист не бросали? Мы видели, знаем, что бумага горит. Мы обобщаем эти факты, знания. А если бы нам показали лист из неизвестного материала? Мы бы так уверенно не могли ответить. Значит, чтобы ответить, надо обобщать единичные явления, предметы и на основе обобщений, делать вывод относительно других подобных единичных явлений, то есть в мышлении устанавливаются, отражаются связи, отношения между предметами и явлениями.