АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ

(1937 - 1972)

 

Драматургия Вампилова – это новое и самобытное явление в театральной жизни 70-х – 80-х гг.

Родился Вампилов в 1937 г. в селе Кутулик Иркутской области, закончил Иркутский университет, затем несколько лет работал в газете. Свою первую пьесу «Прощание в июне» он написал в 1965 г., и затем одна за другой были написаны и вышли в свет ставшие широко известными пьесы «Старший сын» (1967), «Утиная охота» (1967 - 1970); «Прошлым летом в Чулимске» (1972). К сожалению, этот замечательный драматург рано ушел из жизни - летом 1972 года он утонул в Байкале.

Как в прозе, так в драматургии 70-х – 80-х гг. наметилась тенденция отражения кризиса нравственности общества, тревожным явлением становятся в нем коррупция, удобная ложь, бездуховность, потребительская психология. И раньше всех других драматургов об этом заговорил Вампилов. Указанные проблемы были поставлены также в таких пьесах, как «Человек со стороны» И.Дворецкого; «Мы, нижеподписавшиеся А.Гельмана»; «Гнездо глухаря» В.Розова; «Уроки музыки» А.Петрушевской; «Смотрите, кто пришел?» В.Арро и др.

В пьесе Вампилова «Утиная охота» действие происходит в провинциальном сибирском городке. Главные герои пьесы – инженер Виктор Зилов и те, кто работают с ним в бюро научно-технической информации. Внешность Зилова, его самочувствие, жесты характерны для современного героя, ему «около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения, в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Знакомимся мы с Зиловым в тот момент, когда он, проснувшись после попойки в кафе, где он накануне буянил, с трудом вспоминает происшедшее. Стучат в дверь – входит мальчик-посыльный с траурным венком для Зилова, на нем надпись: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей». На протяжении всей пьесы звучит траурная музыка, но к появлению приятелей Зилова она «странным образом преображается в бодро легкомысленную. Это та же мелодия, но исполняемая в другом размере и ритме». В ремарке отмечается, что такое звучание траурной музыки должно оттенить пародийность и шутовской смысл разговоров на сцене. Далее траурная музыка звучит в обычном ритме. Она подчеркивает факт нравственного падения Зилова и его окружения, осознание ими того, что жизнь не состоялась: «Если разобраться, жизнь, в сущности проиграна», - говорит в адрес Зилова Кузаков. И сам Зилов признается: «Ничего из нас уже не будет».

Зилов, действительно, не состоялся ни как сын, ни как муж, ни как друг, ни как работник. Отец, плохо почувствовав себя, послал Виктору телеграмму, прося приехать, но он не принял ее всерьез, а сообщение о смерти отца почти не тронуло его. Жене Галине он изменяет, но просто так, от скуки, потому что влюбиться он уже не способен. На своем дне рождения Зилов цинично оскорбляет и свою любовницу Веру, и «невесту» Ирину.

К работе Зилов тоже равнодушен. Шеф Кушак требует от него и Саяпина план реконструкции завода, но Зилову наплевать на все, он готов поставить ложную подпись под старым документом и представить его Кушаку, авось не заметит.

Друзей у Виктора, как он считает, нет: «Друзья!.. откровенно говоря, я и видеть-то их не желаю… Да разве у нас разберешь?.. Ну вот мы с тобой друзья. Друзья и друзья, а я, допустим, беру и продаю тебя за копейку. Потом мы встречаемся, и я тебе говорю: Старик, говорю, у меня завелась копейка, пойдем со мной, я тебя люблю и хочу с тобой выпить». И ты идешь со мной, выпиваешь. Потом мы с тобой обнимаемся, целуемся, хотя ты прекрасно знаешь, откуда у меня эта копейка. Но ты идешь со мной, потому что тебе все до лампочки, и откуда взялась моя копейка, на это тебе тоже наплевать…». То есть предательство в среде Зилова – обычное явление. Зилов не верит в искренность Кузакова, Саяпина и Димы, когда они отговаривают его от самоубийства, ему кажется, что они уже положили глаз на его квартиру, на его лодку.

И все-таки читатель вправе надеяться на возрождение Зилова. Такого рода эволюцию героя определяет композиция пьесы. Ведь все три действия – это воспоминания Зилова о недавних событиях. То есть на протяжении всей драмы он как бы переживает все заново, испытывает отвращение к себе, решает покончить самоубийством, но то гневное состояние, которое Зилов пережил уже в конце пьесы при встрече с дружками, зло подшутившими над ним с траурным венком, привело его к решению остаться жить назло всем и доказать себе, что он сумеет изменить свою жизнь. Значителен в пьесе лейтмотив, связанный с утиной охотой. Причем, мы знаем, что дело тут не столько в результате охоты (стрелок он неважный, ни в одну утку еще не попал, а жена Галина говорит: «А у него так. Главное – сборы да разговоры»), сколько в том, что Зилов внутренне надеется на очищение красотой и гармонией природы. Необычайно лирично передает он ее красоту: «… Мы поднимемся рано, еще до рассвета. Ты увидишь, какой там туман, - мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет…». Причем, это возвышенное описание природы обращено к жене Галине, чтобы удержать ее от разрыва с ним, вернуть любовь.

Авторская позиция в отношении своего героя выражена деталью, которая в ходе пьесы приобретает символический смысл. На протяжении всех трех действий шел дождь, и только в конце пьесы, когда Зилов принимает решение отправиться на охоту, «дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем». Картина эта символизирует возрождение в герое воли к жизни.

По многим театрам страны прошла пьеса Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Ее герой, следователь Шаманов, стоит перед нравственным выбором: жить или существовать, замкнуться в своем мирке или попытаться быть нужным людям. В провинциальном Чулимске Шаманов оказался после того, как он проиграл судебное дело, не сумев отстоять справедливость. Тогда он махнул рукой на все: развелся с женой, оставил работу, город и уехал в Чулимск. Шаманов превратился в циника, уверенного в том, что бороться за справедливость бесполезно, потерял интерес к жизни, теперь его заветным желанием, несмотря на молодость, стало: «скорей бы на пенсию». Влюбившись в Валентину, Шаманов преображается, хотя девушка не отвечает ему взаимностью. После того, как Валентину оскорбил Пишка, Шаманов понимает, что он как следователь, как мужчина обязан защитить добро и красоту. Герой принимает решение ехать в город и выступить на суде.

Таким образом, Вампилов еще в конце 60-х, в начале своего пути сумел разглядеть и раскрыть разные аспекты проблем, вставших перед поколением 70-х – 80-х гг.