Ранний период

Творчество Михаила Булгакова

(1891-1940)

 

1)Ранний период;

2)Своеобразие художественного метода М. Булгакова;

3)Романистика («Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита»);

4)Драматургия М. Булгакова.

 

Соединяются две противоположные тенденции: с одной стороны, попытка вернуть такие понятия, как добро, милосердия, сострадания, а с другой — обращение к образу дьявола.

Есть несколько факторов, сформировавших такую систему: биография и тот абсурд бытия, который позволяют Булгакову именно так смотреть на мир: гротескно, причудливо, как на бред.

Мать Булгакова называли в доме «светлой королевой», был культ матери. Кроме М.А., в семье было ещё шесть детей. Отец был доцентом Духовной академии, происходил из семьи сельского священника. Киев для Булгакова — особый город, город русскости. Не случайно в «Белой гвардии», когда описывается Киев, звучат апокалипсические мотивы.

Мать Варвара Михайловна Покровская тоже происходила из семьи священника.

Михаил был старшим ребёнком в семье. В доме была духовная, здоровая обстановка. Любительские спектакли.

Отец рано уходит из жизни (1908 г.). Коллеги выхлопотали ему звание профессора за несколько дней до смерти, чтобы семье платили более достойную пенсию. Мать стала инспектрисой гимназий.

Михаил закончил Александровскую гимназию. В 1909 году поступает на медицинский факультет Киевского университета à «Записки юного врача» (1924-1925).

В 1916 году с юной женой Татьяной направляется добровольцем в армию. Сначала — в сельскую губернию в селе Никольском. Затем — Гражданская война. Булгаков возвращается в Киев, работает врачом-венерологом. Лечил и белых, и красных, и петлюровцев. Наблюдал трагикомическую смену власти в Киеве. В 1919 году, когда деникинская армия начинает отступать, его мобилизуют как военного врача. Он оказывается во Владикавказе, Грозном, Тифлисе, Батуми. Здесь Булгаков начинает писать. В 1920 году подаёт в отставку, начинаются занятия журналистикой и литературой. Сотрудничает в местной газете «Кавказ», заведует литературной секции подотдела искусств в Кавказском Ревкоме, заведует театральной секцией.

Театрализованный мир присутствует и в прозе. Начинает с драматургии. «Братья Турбины», «Парижская коммуна». Выступает как реформатор театрального искусства, театральной жизни, пишет в расчёте на конкретного режиссёра — Вс. Мейерхольда.

В сентябре 1921 года Булгаков с женой добирается до Москвы, меняет занятия: два месяца — секретарь в ЛИТО, сотрудничает в газетах «Гудок» и «Рабочий»: очерки, фельетоны, статьи, рассказы. Публикуется в берлинской газете «Накануне» (1922), связан с издательством «Недра». Пишет репортажи. Один из первых — в «Правде» («Эмигрантская портняжная фабрика»).

1924 год — «Дьяволиада» отдельным изданием. «Записки на манжетах», замысел — 1922 год (позже — «Записки покойника»).

1924-1925 годы — знаковые вещи, тема найдена («Записки юного врача», «Белая гвардия» — в журнале «Россия», затем — в Литве; «Роковые яйца», «Собачье сердце»).

Вторая половина 1920х годов — обращение к драматургии: «Дни Турбиных», пьеса поставлена МХАТом.

В.В. Вересаев «Записки врача»: безвыходность, дикость. У Булгакова это тоже есть, но взгляд более оптимистичен. Он выходит из множества испытаний. Многие ситуации описаны с комизмом. Булгаковский герой не одинок: «Вот идёт моя рать»: медсёстры, врачи.

Сатира, фантасмагория. «Дьяволиада»: мотив раздвоенности сознания, кошмара, который присутствует в жизни. Прозвучал намёк на некую силу, мистическую силу.

«Роковые яйца»: жёсткая сатира на безумие мира, которое породила советская действительность. В «Роковых яйцах» и «Собачьем сердце» — тема непрогнозируемого эксперимента. «Роковые яйца» — эксперимент с невежественным изучением красного луча. «Собачье сердце»: идея омоложения, обернувшаяся идеей улучшения человеческой породы — намёк на новую действительность. Профессор и объясняет, что ещё нет способа превращать зверей в людей.