Правовые формы туризма и путешествий в международном общении

Под международным туризмом понимаются туристские связи между государствами, установленные на основе международных договоров, или система международных путешествий и туризма, определенная договорами и соглашениями, заключенными между государствами или государствами и международными организациями. Однако ряд авторов — М.А. Ананьев (СССР), Р.П. Рачев (Болгария), А. Корнак (Польская Республика) — считают, что под современным международным туризмом следует понимать туризм, сформировавшийся после второй мировой войны.

Основные черты международного туризма. Иностранный туризм всегда реализуется как составная часть внутреннего. Международный туризм в разных странах характеризуется многими общими чертами, несмотря на различие общественных условий его развития. Обусловлено это тем, что туризм не зависит только от общественных отношений, на него существенное влияние оказывают уровень производительных сил и последствия прогресса и развития цивилизации вообще. Развитие международного туризма, прежде всего, касается спроса на услуги туризма и путешествий. Повсеместно растет число участников путешествий и туризма как на отдельных континентах, так и между ними; это следствие широкого участия основных слоев населения в туризме и путешествиях.

В международном туризме растет роль транспортных средств передвижения, а в связи с этим и неорганизованного (индивидуального) туризма и путешествий. Результатом является сокращение среднего времени одного участия (пребывания) в путешествии и туризме как один из значительных факторов международного туризма и путешествий после второй мировой войны. С этим тесно связана концентрация участия в туризме и путешествиях в легко доступные места и относительное снижение доли пешего туризма.

Спрос на туризм и путешествия в международном масштабе децентрализуется, то есть распространяется на новые области и места, а не концентрируется в обычных традиционных местах. Эта децентрализация относится не только к распределению посещаемости в отдельных странах, но и вообще к иностранному туризму: возникли новые рынки, в частности в развивающихся странах. Спрос в международном туризме характеризуется повсеместным увеличением расстояния между местом проживания и местом туризма или путешествия — как длительного, так и краткосрочного, иностранного и отечественного.

Растет иностранный туризм (пассивный) как следствие улучшения экономического положения населения и результат действия новых влияний неэкономического характера (цивилизация, тяга к знаниям, социальный престиж и др.).

Время спроса почти не изменяется, отсюда возникают вопросы сезонности. Другие черты развития международных путешествий и туризма относятся к оснащенности его сооружениями и службами услуг.

Международный туризм в промышленно развитых странах. Развитие международного туризма между странами происходит путем интернационализации туристских услуг, которая сопутствует процессам экономической интеграции. Проявлением процесса интернационализации можно считать:

a упрощение формальностей при получении виз и паспортов, вплоть до их полной ликвидации;

a политико-экономические меры, облегчающие развитие туристских связей и путешествий (таможенные, валютные, кредитные и др.);

a создание международных предприятий и организаций (бюро путешествий, транспортные общества и др.) и связанные с этим вывоз и перемещение капитала через границы для инвестиций в туристские услуги в других странах.

С этим тесно связан процесс монополизации, который после второй мировой войны перерастает национальные границы и становится чертой международного туризма и путешествий. Монополизация происходит в рамках собственных предприятий (крупный капитал, союзы гостиничных предприятий, транснациональные корпорации и др.), путем проникновения в сферу международного туризма транспортных монополий и объединений, которые подчиняют себе предприятия туристской сферы услуг или сами их основывают, и путем проникновения банковского капитала в туристские сферы услуг.

Примечательной чертой международного туризма в рыночной системе считается постоянно растущая роль государства в этой сфере услуг. Мотив этого роста обусловлен доходом от международного туризма. Эта роль осуществляется непосредственным созданием государственных организаций и предприятий в области туристских услуг, субсидированием и предоставлением льгот для предпринимательской деятельности и организацией и поддержкой рекламной деятельности.

Значительную роль в развитии международного туризма в рыночной системе хозяйства играет социальный туризм. В ряде государств Центральной и Восточной Европы широко распространена такая форма услуг, как «шоп-туры», по которым путешественникам предоставляются возможности закупок на фабриках, в закрытых торговых центрах, на складах готовой продукции и пр. Одной из интересных форм отдыха признан и «тайм-шер», который объединяет свыше 2850 курортов более чем в 80 странах мира. Эти услуги осуществляются RCI (Resort Condaminium International), своеобразным диспетчерским центром всемирного масштаба, позволяющим организовывать отдых, максимально приближенный к идеальному, в форме клубного туризма.

В целях регулирования этого нового вида деятельности большинство государств приняли законодательные акты, направленные на защиту своих национальных интересов и прав владельцев клубного отдыха. Эти директивы регулируют систему владения клубным отдыхом и обеспечивают соблюдение прав и защиту законных интересов всех субъектов этой системы, а также защиту национальных интересов и прав владельцев клубного отдыха.

Уплатив разовый взнос за право отдыха в определенном месте в течение одной недели или нескольких недель, физическое лицо получает закрепленное договором «право временного проживания». Это право получило название «таймшер» (от англ. time — время, chare — пай, долевое участие).

Концепция таймшера связана с предложением всем желающим права проводить в течение установленного периода или интервала времени в каждом году отпуск в апартаментах или ином месте проживания, которые представляют собой часть туристского комплекса, обеспеченного разнообразными услугами и службами (Таймшер. Док. ВТО. 1996.). Так называемое «владение отдыхом» нельзя отнести к туризму, так как этот процесс относится к правоотношениям временного проживания или найма жилой площади. Так как клуб является системой отдельных курортов, которыми пользуются клиенты через централизованную службу обмена, тем более трудно отнести клубный туризм к туризму, видимо, целесообразнее отнести его к категории клубного времяпровождения, или клубного найма помещений временного характера.

Международный туризм в странах Центральной и Восточной Европы и странах Азии. Запоздавшее развитие массового туризма в странах Центральной и Восточной Европы определяется тем, что они:

a уделяли большее внимание развитию отечественного туризма;

a недооценивали значение зарубежного туризма как инструмента углубления сотрудничества между государствами Центральной и Восточной Европы;

a вынуждены были ориентироваться на другие проблемы общественного развития в связи с последствиями второй мировой войны, социальными изменениями, связанными со строительством нового общества, промышленной отсталостью и в среднем более низким уровнем жизни.

80-е годы характеризуются повсеместным ростом развития иностранного туризма. С точки зрения отечественного и зарубежного туризма страны Центральной и Восточной Европы можно разделить на три группы.

1. Страны с развитым туризмом в обоих направлениях (Чешская Республика, Словацкая Республика, Венгрия, Польша, Югославия и страны СНГ).

2. Страны с развитым активным иностранным туризмом, но меньшей ролью отечественного и пассивного туризма (Болгария, Румыния, Куба).

3. Страны с низкой степенью развития туризма вообще (Корея, Вьетнам, Лаос и Монголия).

В этих странах развитие туризма полностью соответствует потребностям и возможностям экономической политики государства, особенно его политике повышения жизненного уровня народа.

Участие этих стран в международном туризме обусловливается монополией внешней торговли. Эта монополия по существу означает исключительное право государства на управление иностранным туризмом и его организацию; при этом оно единолично выступает в сфере международного туризма. Примечательной чертой развития туризма в странах с плановой экономикой является значительная доля оплачиваемых расходов туризма в общем объеме туристских услуг в каждой из этих стран. Общество частично оплачивает расходы на участие в туризме из общественных средств, что для его участника довольно выгодно. Это позволяет отдавать предпочтение участию некоторых групп населения в туристской сфере услуг, особенно там, где это соответствует общественным интересам (например, обслуживание молодежи, родителей с детьми на туристских маршрутах и др.).

Виды и формы туризма и международных путешествий в международном общении. Отдых и туризм рассматриваются Всемирной туристской организацией (ВТО) как символ образа жизни человека. Одновременно ВТО выделяет определенные виды туризма, а именно: семейный туризм, молодежный туризм, туризм для лиц старшего и престарелого возраста и туризм для лиц с физическими недостатками. Что касается обслуживания в плане туристской деятельности, то прослеживаются четкие различия в требованиях для путешествий (развлечений), участия в спортивных, культурных мероприятиях, визитов к родственникам или друзьям, в целях развития религии, учебы, деловых встреч, заседаний, конгрессов, для поправления здоровья.

Новая форма туризма и путешествий — экотуризм. Так, Мозамбик и Свазиленд объявили о совместном проекте в области экотуризма и назвали его «Лумбомбо». Две страны собрались объединить свои заповедники (350 км береговой линии и 300 тыс. га земли), уникальные по красоте и набору редчайших животных. В рамках проекта уже прокладывают дорогу, которая свяжет южноафриканский порт Дурбан со столицей Мозамбика Мапуту. Одновременно разрабатывается крупнейший транспортный проект «Мапуту—Йоханнесбург», который пройдет через территорию Свазиленда.

Важное направление деятельности туристских администраций — технологическое сотрудничество в области туризма и международных путешествий. С развитием туристской деятельности возникает потребность ускоренного обмена информацией, знаниями и технологиями между странами с высокоразвитым туризмом и странами, где туризм лишь начинает развиваться. По мнению ВТО, такая «потребность должна стать правом, нормы и принципы которого должны быть определены международным сообществом».

Общие принципы технологического сотрудничества в области туризма и международных путешествий предполагают:

a передачи технических знаний (содействие и расширение доступа к знаниям и технологии, объектам права собственности и к передаче технологии международного уровня; содействие и увеличение технических и научных возможностей всех стран в области туризма и отдыха; содействие и разработка, принятие и применение национальной политики, законов и регламентов по вопросу передачи технологии в соответствии с международным правом);

a передачи технологии производства и управления (содействие профессиональной подготовке персонала высшего звена, развитие очных и заочных курсов, профессиональных стажировок, специальных программ для административного аппарата национальных туристских организаций; реализация двусторонних и многосторонних договоров; содействие развитию программ содействия и сотрудничества путем направления экспертов и обмена исследовательских работ в области туризма, профессиональной подготовки, международных программ по туризму);

a передачи туристской информации — не только статистических данных, но и сведений в области туристского законодательства и библиографии; создание банка данных. Должны быть приложены усилия по развитию туристской прессы в регионах и странах. Основой сбалансирования гармоничного развития туризма на уровне стран в рамках нового международного экономического порядка должна стать широкая сеть мелких и средних предприятий и организаций туризма и отдыха.

Важным вопросом является свобода передвижений в туризме и международных путешествиях. Со времени первой Дипломатической конференции ООН по туризму и международным путешествиям 1963г. достигнут прогресс в упразднении, ослаблении и стандартизации официальных формальностей в области туризма, однако имеются ограничительные меры, сдерживающие свободу передвижений (ст.13 Всеобщей декларации прав человека 1948г.).

Необходимо смягчение пограничных формальностей для импорта туристской литературы и рекламы. Не нормализован статус туристского персонала за рубежом. Юридический статус его должен быть одинаковым во всех странах. Следует провести стандартизацию паспортов и других официальных туристских документов, упростить таможенные формальности, создать аэропортные службы, паспортный контроль на границе, электронную систему обработки данных, упростить таможенные требования в отношении группового багажа и потери багажа индивидуальных туристов, прибывших с опозданием, применение положений социального страхования к туристам (медицинское обслуживание, страхование туристов, медицинское удостоверение личности). Нужно провести международную стандартизацию и принять туристские знаки и символы, использовать групповые паспорта в целях облегчения группового туризма и принять МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И КОНТРАКТЫ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

 

Многосторонние международные договоры в области туризма и международных путешествий. Международная Конвенция 1970г. по контракту на путешествие. В 1970г. в Брюсселе (Бельгия) состоялась международная конференция по рассмотрению и принятию Конвенции по контракту на путешествие. В этой Конвенции дано понятие двух видов договоров — с организатором путешествий и с посредником на организацию путешествий. Конвенцией определены контракт на организацию путешествия и контракт с посредником на организацию путешествия.

Контракт на организацию путешествия. По этому контракту агент берет на себя обязательства предоставить другому лицу за обусловленную цену комплекс или несколько отдельных услуг по проживанию, перевозкам, пребыванию, а также других услуг, указанных в контракте (тур, ваучер). Фирмы организатора путешествий (бюро или агентства) заключают контракты с лицами от своего имени и берут на себя ответственность за организацию путешествия. Организатор путешествия отвечает как за свои действия и упущения, так и за действия и упущения служащих и третьих лиц, которым он поручил исполнение своих обязанностей.

Контракт с посредником на организацию путешествия — это договор, по которому одно лицо берет на себя обязательства в качестве посредника предоставить другому лицу за обусловленную цену либо путешествие, либо право требования организации путешествия в соответствии с заключаемым контрактом. Фирмы-посредники путешествий заключают контракты с туристами от имени другого лица, которое берет на себя ответственность за обеспечение путешествий и предоставление одной или нескольких услуг, обусловленных в контракте при оплате их стоимости.

Фирмы-посредники выступают по договору поручения или на основе доверенности. В этом случае их ответственность ограничивается пределами полномочий.

Международная конвенция по контракту на путешествие 1970г. для государств, ее ратифицировавших, служит основой при рассмотрении споров между туристскими агентствами и агентами, с одной стороны, и туристами и международными путешественниками — с другой — по вопросам нарушения условий заключенных контрактов (ваучеров).

Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий 1981г. В 1970г. Генеральной ассамблеей Всемирной федерации ассоциаций туристических агентств и Советом Международной гостиничной ассоциации была принята Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий. Этой Конвенцией определены три вида гостиничных контрактов: для индивидуального путешественника, для групп путешественников и на периодические бронирования.

Контракт для индивидуальных путешественников заключается для числа путешественников от 1 до 10 человек, пользующихся гостиничными услугами. В нем указываются заказываемые услуги и их стоимость при пребывании в гостинице в течение трех суток в сезон (ст.35).

Контракт для групп путешественников подписывается с группой не менее 11 человек, пользующихся одними гостиничными услугами. Контракт заключается за 14 дней до прибытия группы.

Контракт на периодическое бронирование относится к особым контингентам туристов и путешественников, участвующих в работе конгрессов, семинаров или специальных мероприятиях делового туризма, предпринимательской деятельности.

Международная конвенция 1973г. по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (Конвенция Киото). В Международной конвенции по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов устанавливаются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создает основу для ликвидации протекционистских барьеров.

Основной целью Конвенции является предоставление государствам юридического документа, который служит как для упрощения, так и согласования таможенных процедур в государствах. Таким путем вносится эффективный вклад в развитие международной торговли и другие международные обмены, включая расширение международных передвижений путешественников, не являющихся иммигрантами.

В главе II «Сфера применения конвенции» (ст.2) определяется, что каждая договаривающаяся сторона берет на себя обязательства содействовать упрощению и согласованию таможенных процедур и с этой целью подчиняться в соответствии с положениями данной Конвенции стандартам и рекомендованной практике, содержащимся в Приложениях к данной Конвенции. Однако ничто не может препятствовать какой-либо договаривающейся стороне в предоставлении ею более благоприятных условий, чем те, которые закреплены в Конвенции. Каждой договаривающейся стороне рекомендуется также как можно шире предоставлять такие более благоприятные условия. В главе V Конвенции сформулированы заключительные положения, касающиеся процедуры ратификации или присоединения к Конвенции и порядка одобрения ее приложений (ст.ст.11,12 и 13).

К Конвенции приобщены 30 согласованных Приложений, касающихся стандартов и рекомендуемой практики таможенных формальностей в международных связях.

В соответствии с положениями Конвенции стороны обязались признать стандарты, рекомендуемые в Приложении, неотъемлемой частью данного договора (ст.2). Контроль за правильностью применения положений настоящей Конвенции возложен на Совет и Постоянный технический комитет (ст.6). Процедура рассмотрения споров по основным положениям Конвенции осуществляется путем переговоров (ст.10).

Так, например, Приложение F.3 касается таможенных формальностей по отношению к путешественникам (туристам). Оно вступило в силу 8 сентября 1993г.

Эти положения применяются по отношению к проживающим и не проживающим в данной стране путешественникам как при въезде, так и при выезде с территории данного государства. Для путешественников принята унифицированная форма таможенной декларации на багаж.

Путешественником, согласно Приложению, признается лицо, которое временно посещает территорию страны, где у него нет домициля (постоянного места жительства), а также любое лицо, которое возвращается на территорию страны, где у него есть домициль, после того как оно временно находилось за рубежом.

Нормы 1 и 2 касаются упрощения таможенных формальностей для путешественников и их багажа, ручной клади и частных перевозочных транспортных средств на границе, аэродромах, портах и международных транспортных средствах.

Норма 12 предусматривает упрощения таможенных формальностей для всех путешественников независимо от их национальности. Другими нормами определены перечни провоза без уплаты таможенной пошлины пищевых продуктов, вещей, не имеющих товарной ценности, и других личных вещей. Определена форма таможенной декларации для зарегистрированного багажа.

В целях реализации Программы по упрощению таможенных формальностей ВТО, принятой Манильской декларацией по развитию международного туризма, V сессия Генеральной ассамблеи поручила Исполнительному совету организации провести необходимые консультации с Советом таможенного сотрудничества по применению отдельных разделов Приложения F.3 Конвенции Киото, касающихся таможенных формальностей. В целом они полностью соответствуют формальностям, выполняемым туристами в процессе таможенного контроля, Однако с целью развития туризма и международных путешествий необходимы дополнительные меры смягчения и увеличения льгот, предусмотренных текстом Конвенции. Так, например, Комитет по упрощению таможенных формальностей считает целесообразным предложить Совету по таможенному контролю повысить с 50 долл. до 100 таможенное освобождение, содержащееся в §21 и 28 Приложения F.3 к Конвенции.

VI сессия Генеральной ассамблеи ВТО (София, 17—26 сентября 1985г.) резолюцией о деятельности по упрощению туристских формальностей указала на необходимость поощрения все большего числа государств к постепенному введению правил, которые будут способствовать дальнейшему расширению путешествий в международном, региональном и субрегиональном масштабах.

В силу того, что Приложение F.3 к Конвенции Киото в целом охватывает таможенные формальности, применяемые и к туристам, ВТО считает в настоящее время нецелесообразным проводить работу по пересмотру Конвенции ООН об упрощении таможенных формальностей при туристских передвижениях 1954г.

Все правовые формы и стандарты таможенного контроля изложены в опубликованном ниже Приложении F.3.