Тенденции развития форм обучения

 

В условиях экономической и политической реформы, научно-технической революции, роста информированности людей, развития гласности и демократии, необходимости укрепления общественной дисциплины существуют тенденции, влияющие на отношение педагога к различным формам обучения. Одна из них заключается в качественном росте подготовки и переподготовки учителей, воспитателей и наставников, чем обеспечивается развитие их творческих и педагогических способностей. К ним относятся: умение подобрать наиболее емкий и яркий материал для урока, продумывать четкую его структуру исходя из объема предстоящей работы, возможностей детей и своих собственных, обладание готовностью к изменению структуры, стратегии и тактики занятий в связи с меняющимися условиями. Педагог учитывает характер изучаемого материала, уровень своей собственной подготовки, наличие у него дополнительных сведений по теме, а также особенности коллектива и каждого отдельного ребенка. Уровень развития и кругозор современного школьника углубились и расширились благодаря резкому возрастанию свободно усваиваемой информации, стремлению к самостоятельности, возникновению разносторонних познавательных интересов. Это требует от учителя рационального распределения работы между различными формами обучения, постоянного сочетания занятий репродуктивного характера с самостоятельными творческими заданиями, основанными на программных знаниях, а также свободно приобретенной информации и собственном опыте детей. Такой подход предопределяет динамичность структуры урока, любой другой формы обучения. Так, урок сообщения новых знаний, при обнаружившейся достаточной осведомленности детей, превращается в урок-обсуждение, в дискуссию или в урок творческих упражнений. Урок, задуманный как анализ изученного материала, в связи с недостаточной ясностью и прочностью фактических знаний у ребят перестраивается в урок повторения и закрепления. В условиях использования коллективных форм работы необходимо осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку, обеспечить его индивидуальными заданиями, помочь обрести хорошее моральное самочувствие в коллективе.

Другая тенденция состоят в налаживании тесного взаимодействия .между формами обучения и внеклассной работы в учебном процессе. Учащиеся в целях подготовки к уроку заранее получают задания по сбору информации. Это дает возможность проводить отдельные занятия по изучению нового материала, собранного самими школьниками, как уроки анализа и обобщения. Самостоятельная подготовка к занятию возбуждает у учащихся большой интерес, превращает домашние задания в увлекательный творческий поиск. В результате совместной деятельности учителя и учащихся обязательный программный материал дополняется свободно добываемой информацией, а урок и другие формы обучения смыкаются с формами организации свободного времени.

Третья тенденция проявляется в том, что формы организации учебной работы у каждого творчески мыслящего педагога приобретают свои особенные, индивидуальные черты. Урок передового учителя отличается от уроков на ту же тему его коллег. Он добивается более интенсивного интеллектуального развития детей, прочного усвоения ими научных понятий, умений и навыков.

Таким образом, классно-кабинетная, урочно-полиморфная система предполагает тесное взаимодействие и гибкость форм обучения, отвечающих современным возможностям и способам получения и усвоения информации, возросшему уровню развития детей. Многообразие и взаимосвязь различных форм обучения обеспечивают их взаимодополняемость, возможность взаимопереходов из одной формы в другую. Это позволяет избежать абсолютизации одной из форм, формализации учебного процесса, побуждает учителей к творчеству, к поиску наиболее эффективной, гибкой системы организации учебной работы.

 

Вопросы и задания:

 

1. Назовите основные структурные элементы формы обучения и ее функции в учебном процессе.

2. Раскройте сущность и докажите необходимость классно-кабинетной, урочно-полиморфной системы.

3. Дайте объяснение системе: урок как основная форма обучения; ведущая, сопутствующая, дополнительная формы.

4. Опишите основные типы уроков, другие формы и их структуру.

5. Сформулируйте требования к познавательно-обучающим формам.

6. Расскажите о многообразии форм трудовой, творчески-практической и физкультурной деятельности школьников и требованиях к ним.

7. Составьте реферат по современным педагогическим источникам, посвященный передовому опыту эффективного использования учителями многообразия обучающих форм.

 

Литература для самостоятельной работы:

 

1. Катышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997.

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996; Коллективно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. М., 1984.

3. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.

4. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990.

5. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991.