Открытые марковские сети
Открытые - в смысле поступления требований извне и ухода их из сети

N узлов, в каждом 
приборов (показательного обслуживания)

Структура i-го узла
секунд - среднее время
- внешний пуассоновский источник с интенсивностью 
требований/с
- вероятность поступления требования из узла i в узел j
- вероятность покидания сети
 
- матрица 
 интенсивность поступления требований в i-й узел


В сетях с петлями процессы поступления требований в разные узлы не являются пуассоновскими. Однако удивительный факт, известный как теорема Джексона, утверждает, что каждый узел ведет себя так, как если бы его вход был пуассоновским. Если 
- стационарная вероятность того, что в i-м узле находится 
требований (i=1,2,...N), то при 
для всех i согласно этой теореме

(теорема декомпозиции для открытых марковских сетей - теорема Джексона)
- стационарная вероятность того, что 
требований находятся в системе 
при интенсивности входящего потока 
и среднем времени обслуживания 
Задача Клейнрока
Сеть с коммутацией сообщений (пакетов) имеет N узлов и M каналов. Каналы бесшумные и абсолютно надежные, пропускная способность i-го канала 
бит/с. Все i узлов соответствуют узлам коммутации сообщений (пакетов), абсолютно надежны, выполняют сборку/разборку сообщений, выбор маршрутов, хранение в буферах (протоколы 1,2,3 уровней). Модель учитывает очереди к каналам и время передачи пакета по каналам. Время обработки пакета в узле пока не учитывается.
Трафик поступающих в сеть пакетов от внешних источников образует пуассоновский процесс со средним 
- пакет, приходящий в узел i и предназначенный для узла k.
Полный внешний трафик, поступающий в сеть и покидающий ее определим как

Длины всех пакетов независимы и распределены по показательному закону со средним значением 
бит. Для размещения этих пакетов в узлах сети имеется память неограниченной емкости. Используется процедура фиксированного выбора маршрутов. Это означает, что для данной пары источник-адресат в сети имеется только один путь.

Поскольку каждый канал в сети рассматривается как отдельный обслуживающий прибор, обозначим через 
среднее число пакетов в секунду, проходящих по i-му каналу. Полный трафик в сети:

Стоимость построения (капитальные затраты) i-го канала с пропускной способностью 
задается функцией стоимости 
, зависящей от номера и пропускной способности канала. Стоимость всей сети (стоимость узлов включается в стоимость каналов связи)

Определим задержку в сети как полное время, которое пакет проводит в сети. Будем говорить о средней задержке пакета в сети T.
Обозначим через 
путь, по которому идут пакеты, возникающие в узле j и имеющие в качестве узла назначения узел k. i-ый канал с пропускной способностью 
включен в путь 
, если пакеты, идущие по этому пути, проходят этот канал. Поэтому:

Обозначим 
- среднее время задержки пакета в канале i, включая среднее время ожидания в очереди к i-му каналу и среднее время передачи пакета со средней длиной 
бит по каналу со скоростью 
бит/с - 
Для системы M/M/1, описывающей канал

Применяя формулу Литтла для всей сети, имеем: среднее число пакетов в сети равно 
. Среднее число пакетов, ожидающих или использующих i-ый канал, равно 
Тогда
- вогнутая функция
  
  |  
если сеть не нагружена, т. е. 
и 

к определенному пределу.
Введем понятие длины пути 
:
= длина пути 
- число каналов, входящих в путь 
.
Средняя длина пути
(1) 
- инвариантна по отношению к уровню трафика
(2) 
тогда, подставляя (2) в (1), получим:
 и 
- остается постоянным (не зависит от нагрузки на сеть g) и является функцией лишь процедуры выбора маршрутов.
Задача выбора пропускных способностей
Оптимальный (с точки зрания соотношения времени задержки и стоимости) выбор пропускных способностей из конечного набора их возможных значений.
Решается задача определения 
для сети с заданной топологией и известными потоками 
. Необходимо, чтобы выполнялось ограничение

Рассматривается линейная функция стоимости: 
, где 
- стоимость в расчете на единицу пропускной способности i-го канала. 
часто берется пропорциональным физической длине канала.
Задача 
Составим функцию Лагранжа: (метод неопределенных множителей Лагранжа)

Составим систему M уравнений:

Найдем постоянную b :

Определим добавочную стоимость как

Тогда 
(набор пропускных способностей по закону 
)
каждый канал имеет пропускную способность по крайней мере 
и кроме того некоторую дополнительную пропускную способность. При этом минимальная средняя задержка в сети 
, пропускные способности каналов в которой выбраны оптимально:

при 
средняя задержка пакета в сети неограниченно возрастает. Если 
, задача ВПС имеет реализуемое решение (т. е. 
). Это условие является условием устойчивости.
Если 
, задача не имеет реализуемого решения.
При 
 - спутниковые каналы 

топологическую структуру сети следует выбирать так, чтобы получить минимальную среднюю задержку - полносвязная сеть.

в числителе минимизируется, когда одна из величин равна 1, остальные 0 - весь трафик направлен по одному каналу - вырожденный случай. Однако можно сделать вывод, что большую часть трафика нужно посылать по нескольким скоростным каналам и лишь малую часть по остальным каналам.
Обычно для связи требуются по крайней мере один входящий и один исходящий каналы для каждого узла. Такая сеть представляет собой кольцо. Но в этой сети средняя длина пути пропорциональна числу каналов M и зависит от распределения входящей нагрузки 
.

Другая сеть, в которой также имеется один входящий и один исходящий канал на каждый узел, за исключением центрального,- звездообразная. В этом случае достигается относительно высокая концентрация трафика на каждой линии и средняя длина пути 
.

Теперь следует сделать выбор между полносвязной сетью, звездообразной сетью и всеми сетями, промежуточной между ними. Клейнрок показал, что при 
наиболее подходящей является звездообразная сеть, а при 
- полносвязная сеть. Можно ожидать, что между этими двумя экстремумами приемлемую топологию дает добавление некоторых прямых каналов к звездообразной сети.
Полученные выше выводы относятся к фиксированным процедурам выбора маршрутов.