Сущность сознательной дисциплины

Учебно-воспитательного процесса

Как результат целостного

Лекция 21. Сознательная дисциплина

 

 

Сознательная дисциплина в научной педагогике рассматривается как явление нравственное и политическое, как результат всего учебно-воспитательного процесса.

Организованность, дисциплинированность как качества личности ответственного человека — важное условие успеха реформ, решения всех экономических, социальных, политических, культурных проблем. Граждане демократического общества в системе общественных отношений имеют дело с совокупностью различных видов сознательной дисциплины: гражданской, партийной, плановой, трудовой, технологической, исполнительской. Сознательная дисциплина — ин-тегративное свойство личности, закономерно венчающее весь процесс ее формирования. А.С. Макаренко подчеркивал, что дисциплина у нас есть явление нравственное и политическое, нарушитель ее требований по существу выступает против интересов коллектива, общества и своих собственных.

Научная педагогика выводит идеи сознательной дисциплины из органического сочетания интересов личности и общества, сознательного отношения к труду и бережного — к общественному достоянию. Сознательная дисциплина как общественное явление определяется мировоззрением, гражданскими убеждениями. Она предполагает целеустремленное сосредоточение внимания, воли, всех интеллектуально-творческих способностей и физических сил на решении задач обновления. Сознательная личность характеризуется проявлением активности и инициативы, непримиримой борьбой с застоем, трудностями и недостатками. Сознательная дисциплина есть дисциплина товарищеская, всяческого доверия, инициативы и солидарности в борьбе. Она представляет собой наилучшую форму достижения хозяйственных и политических целей.