Понятие национальной безопасности

Система и методы обеспечения ИБ РФ.

 

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации (Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 17.12.1997г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01. 2000г. № 24)).

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности: экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других.

Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

В контексте данной дисциплины понятия «национальные интересы» и «жизненно важные интересы» являются идентичными.

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют:

· основные цели внутренней и внешней политики;

· стратегические и текущие задачи государства.

Национальные интересы обеспечиваются:

¾ институтами государственной власти;

¾ общественными организациями, действующими на основе Конституции РФ и законодательства РФ.

Интересы личности состоят:

¾ в реализации конституционных прав и свобод;

¾ в обеспечении личной безопасности (сохранение жизни, здоровья и личного имущества);

¾ в повышении качества и уровня жизни;

¾ в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят:

¾ в упрочении демократии;

¾ в создании правового социального государства;

¾ в достижении и поддержании общественного согласия;

¾ в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят:

¾ в незыблемости конституционного строя;

¾ в сохранении суверенитета и территориальной целостности России;

¾ в политической, экономической и социальной стабильности;

¾ в безусловном обеспечении законности и поддержания правопорядка;

¾ в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

 

Национальная безопасность России включает в себя:

- экономическуюбезопасность. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, поэтому национальные интересы России в экономической области являются ключевыми;

- внутриполитическуюбезопасность, то есть обеспечение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти, гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и единства правового пространства, поддержание правопорядка, а также нейтрализация причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;

- международнуюбезопасность, то есть обеспечение суверенитета, упрочение влияния России на международной арене, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и объединениями государств;

- военнуюбезопасность, то есть защита независимости, территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного развития государства;

- пограничнуюбезопасность, то есть обеспечение надежной защиты государственной границы, соблюдение, установленных законодательством РФ порядка и правил осуществления экономической и других видов деятельности в пограничном пространстве РФ;

- социальную безопасность, то есть обеспечение высокого уровня жизни народа;

- экологическуюбезопасность, то есть сохранение и оздоровление окружающей среды;

- информационнуюбезопасность.

В каждом из видов безопасности можно выделить подвиды классы и задачи безопасности, то есть произвести декомпозицию понятия национальная безопасность.

 

Информационная безопасность Российской Федерации заключается в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа, а также в развитии современных телекоммуникационных технологий, соблюдении конституционных прав граждан в области получения и использования информации.

Современное общество часто называют информационным, и при оценке степени его развития объем произведенных им информации и информационных услуг зачастую важнее объема произведенных предметов материального потребления.

Часто бывает выгоднее добывать существующую информацию или новые технологии, чем создавать собственные. Обладание ценной информацией и способность защитить ее от хищения и различных несанкционированных и непреднамеренных воздействий становятся важнейшими предпосылками успеха или неудачи в различных областях деятельности общества. А в военной или политической области выигрыш иногда оказывается бесценным.

В США расходы на приобретение средств информационной борьбы занимают сейчас первое место среди всех программ по вооружению. Аналогичная картина наблюдается и в других развитых странах.

Столь бурное развитие средств незаконного добывания, а также несанкционированного воздействия на информацию требует принятия адекватных мер по защите информации, по крайней мере, от трех вещей: утечки, разрушения и модификации. Всем этим и занимается сравнительно новая область знаний – теория защиты информации.

Составными частями теории являются:

· полные и систематизированные сведения о происхождении, сущности и содержании проблемы защиты информации;

· систематизированные результаты анализа развития теоретических исследований и разработок, а также опыта практического решения задач защиты информации;

· научно обоснованная постановка задачи защиты информации в современных системах ее обработки, учитывающая текущие и перспективные концепции построения систем и технологий обработки, потребности в защите информации и объективные предпосылки их удовлетворении;

· общие стратегические установки на организацию защиты информации, учитывающие все многообразие потенциально возможных условий;

· методы наиболее эффективного решения задач защиты, содержащие как общеметодологические подходы, так и конкретные прикладные решения;

· методологическая и инструментальная база для решения любой совокупности задач защиты информации в рамках выбранной стратегии;

· научно обоснованные предложения по организации и обеспечению работ по защите информации;

· научно обоснованный прогноз перспективных направлений развития теории и практики защиты информации.

Информационная безопасность определяется способностью государства, организации, личности:

- обеспечивать с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания своей жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционального развития;

- противостоять опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические средства обработки, передачи и хранения информации;

- вырабатывать личностные и групповые навыки безопасного поведения и постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.