АРХИТЕКТУРА
Искусство античной Греции
«Колыбель» европейской цивилизации и базовое основание всей ее культуры
С конца Ш тыс до н.э. по 1 в. до н.э. Художественное мышление пластично и образно. Пластическое начало выражено всесторонне, максимально и гармонично. «Телесность» искусства.
Ареал распространения:
Балканский полуостров и прилегающие острова Эгейского и Ионического морей (Родос, Мелос, Самос, Кикладские и др.), западное побережье Малой Азии, юг Апеннинского п-ва («Великая Греция»).
Наиболее ранний очаг культуры и развитая цивилизация – о-ва Крит, Санторин и архипелаг Кикладских о-вов – середина Ш тыс. до н.э.- цивилизация с центрами в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро.
Периодизация:
- С конца Ш – сер 1 тыс до н.э. – критский период
- ХШ-Х1 вв до нэ. – микенский период
- 1Х-УП вв до нэ – гомеровский
- УП-нач.У вв. до нэ - архаический
- У-1У вв. до нэ – греческой классики:
- 1 полов. У в. до нэ – ранняя классика
- сер. – 3/4 У в. до н.э. – высокая классика (эпоха правления Перикла в Афинах)
- конец У – 1У вв. де нэ – поздняя классика
6. Конец 1У-1 вв. до нэ – эллинистический период:
- кон. 1У – Ш вв.до н.э – ранний эллинизм
- Ш-П вв. до нэ – высокий эллинизм
- П-1 вв. до н.э. – поздний эллинизм
Развитая культовая и светская архитектура:
- Храмы, святилища
(культовые центры – общегреческие святилища (Зевса в Олимпии, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дельфах, Афины в Афинах);
- Царские резиденции (Кносс на Крите, цитадель в Микенах)
- Гражданские сооружения: царские дворцы на Крите, цитадель в Микенах, булевтерии, пританеи, пинакотеки, театры, музейоны, портики (стои), палестры, перистильные дворы (окруженные колоннадой).
Мало известно о жилой архитектуре. Мегарон – помещение в царском дворце Микен с 4 колоннами и круглым отверстием над жертвенником в центре зала – прообраз жилых интерьеров в будущем.
Тип конструкции: стоечно-балочная. Полуоткрытая архитектура. Универсальный характер в гражданском зодчестве имела стоя – городской портик.
Материал: дерево, камень (с УП-У1 вв. до н.э.), мрамор пентеликонский (пентелийский) – с У в до н.э.
Храмы были ориентированы по оси восток-запад и возводились на естественных возвышенностях, на морских побережьях (мыс) или в священных рощах.
Жертвоприношения вместе со священными процессиями и шествиями для принесения даров происходили на открытых пространствах у алтарей, или жертвенников, перед храмами.
Основные типы храмов:
· Храм в «антах»
· Простиль
· Амфипростиль
· Периптер – «окрыленный» - окружен колоннадой по периметру целы (храм Афины-девы в Афинах)
· Диптер – с двойным рядом колонн по периметру. Огромные, Распространены в Малой Азии (храм Артемиды в Эфесе)
· Толос – круглый храм (над могилами павших воинов).
Синкретичная система убранства (роспись и скульптура – статуи и рельефы):
Росписи антаблемента (черный (синий) для вертикальных элементов; красный – для горизонтальных; использовалась также позолота),
скульптурные черепицы (антефиксы),
фигуративные водосливы,
бронзовые детали.
Ордерные системы – от лат ordo – порядок, строй. Система расположения и взаимосоотношения несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции.
Описаны и систематизированы римским архитектором Витрувием («Десять книг по архитектуре») в 1 в.н.э.
Ордер - 3-хчастная система, состоит из стилобата (со стереобатом), колонны, увенчанной капителью, и антаблемента – венчающей части здания (последний включает архитрав, фриз и карниз).
Трехугольный фронтон под двускатной кровлей венчает архитектурную композицию храма с двух сторон (с востока и запада). Внутри поле фронтона (тимпан) украшается скульптурой в виде рельефа или статуй, объединенных в единую композицию.
Ордера по старшинству:
Дорический (У1 в. до н.э.)
Ионический (У1 –У (?) вв. до н.э.)
Коринфский (У в. до н.э.)
Композитный (компромисс между ионической и коринфской капителями)
Различия:
в пропорциональных соотношениях частей (диаметр нижнего барабана колонны по отношению к ее высоте), наличии или отсутствии базы, энтазиса, в характере капители, рисунке каннелюр, в трактовке фриза (зофор или триглифо-метопный).
Основная тема изобразительного искусства – образ человека через раскрытие жизни его тела, через освоение пространства посредством движений тела.
Главный герой – мужчина (бог, герой, атлет, победитель игр и состязаний, воин, павший на поле битвы); женские фигуры воплощают образ Великой богини как символ плодородия в различных ипостасях (богини олимпийского пантеона (Гера, Деметра, Афина, Афродита, Нике и др.), воины-амазонки, легендарные царицы).
Мужские образы показаны обнаженными. Их нагота имеет ритуально-символический характер как воплощение героического начала («героическая нагота»).
Женские – полностью задрапированы вплоть до эпохи поздней классики, когда образы Афродиты и жрицы Диониса, вакханки (Скопас, Пракситель) открывают череду обнаженных женских фигур.
Калокагатия – от греч. (колес-кагатос) «прекрасный и совершенный» - основной эстетический принцип древнегреческого искусства в изобразительной деятельности. Двуединство внешнего и внутреннего в человеке. Совершенен внешне и прекрасен душой, прекрасен и богоподобен.
Тематика изобразительного искусства – мифологические сражения, поединки, битвы (махии):
· Амазономахия
· Гигантомахия
· Кентавромахия
· Война греков с троянцами, а также
· боги Олимпийского пантеона, мифические герои, цари, их великие битвы (Лисипп для Александра Македонского).
СКУЛЬПТУРА (статуи и рельеф)
Монументально-декоративная: композиции фронтонов, архитектурных фризов, метоп;
Скульптурные надгробия (статуи и стелы),
Статуи богов, героев, атлетов-победителей, жрецов с жертвенными животными (т.н. вотивные, или посвятительные статуи, дары для храмов и святилищ), а также скульптурные группы;
Портреты-бюсты певцов-рапсодов, философов, стратегов, царей;
Садово-парковая скульптуры (с эпохи эллинизма).
Типы рельефа:
- барельеф (низкий) – эпохи архаики и классики
- горельеф (высокий) – с эпохи поздней классики
Признаки древнегреческого рельефа:
- Свободный фон
- Изокефалия (равноголовие) персонажей
Проблемы развития круглой скульптуры:
- Доминанта фронтальной точки зрения
- Освоение пространства через движение человеческого тела. Движение – выражение действия, героического поступка, подвига. Одна из пластических формул греческой скульптуры - принцип динамического равновесия тела в пространстве, или хиазм, - передает ощущение легкости, свободы и естественности проявления жизни в человеческом теле.
- Взаимоотношение тела и драпировок (драпировки полностью скрывают тело, непроницаемы; частично открывают тело, выявляя объем наружу «эффект мокрых драпировок»; контрастируют с телом и противостоят ему, создавая драматический эффект).
- Объединение персонажей скульптурной группы в общую композицию посредством единства в разнообразии проявления движений, жестов и поз.
ЖИВОПИСЬ:
· Монументальная - росписи гробниц (изнутри),
· Пинаки (небольшие расписные вотивные таблички, деревянные, глиняные, каменные) – с посвятительными сценами (жертвоприношений и ритуальных процессий с дарами),
· композиции на досках (выставлялись в портиках и пинакотеках) – Полигнот
· расписные вазы
Техники живописи – энкаустика (восковыми красками), галечная мозаика (напольные композиции – должны были сбрызгиваться водой для придания блеска), фрески (на водной основе).
Роспись керамических сосудов (стили):
· «камарес», морской и др. - критские
· геометрический (Х-1Х-УШ вв. до н.э.),
· ориентализирующий (восточный, из Ионии), или «ковровый» (УП в. до н.э.),
· чернофигурный (У1-У вв. до н.э.)
· краснофигурный.(к.У1 – 1У вв. до н.э.)
Система росписи сосудов:
· фризовая (в виде орнаментальных рядов, расположенных по горизонтали от ножки до венчика) – в геометрическом, ориентализирующем и раннем чернофигурном стиле (ваза Франсуа, например)
· т.н. 2-хфасадная – сцены мифологические или бытовые расположены во всю высоту вазы на тулове в зоне между ручками, т.е. в наиболее зрительно активной зоне - черно- и краснофигурный стили (Экзекий, Андокид, Евфроний и Евфимид, Дурис, Бриг и др.).
Лекция 5