Система объемно - пространственных (пластических, или изобразительных) искусств. Виды и жанры, формы воплощения, техники.
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА
Лекция 1
Искусство – творческая (неутилитарная, эстетическая) деятельность человека и ее результаты
Типология искусств:
- временные (музыка, танец, пантомима) – ритмически организованное время;
- пространственные (архитектура, скульптура, живопись, графика, дпи) – организованное пространство;
- синтетические (различные виды театра) – и временной, и пространственный аспект задействованы
По характеру исполнения:
- рукотворные (до начала ХХ века),
- техницизированные (кино, видео, дизайн)
Система искусств (взаимосвязаны):
- обусловлены общей природой,
- формами существования,
- способами восприятия,
- средой бытования,
- сферой «применения»,
- характером воздействия на аудиторию
Классические:
Архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство
Постклассические:
дизайн, кино, медиа, видео, инсталляции, энвайронменты, акции, перформансы, рейди-мейды и т.д.
Названия (отражают общность свойств):
- Пластические (материальная природа, телесность)
- Пространственные (трех- и двухмерные поверхности-носители, наличие объема, организация пространства )
- Изобразительные (преимущественно зрительные образы, миметичные, символ, нарративно-повествовательное начало, сюжет, фабула, действие)
Различия:
- в степени пластичности (нарастает от графики к архитектуре),
- в степени изобразительности (наиболее широк изобразительный репертуар в живописи и графике, в скульптуре он обусловлен темой тела человека и животного, архитектура неизобразительна);
- характеристиках «информационного носителя» (пространство-время, объем, плоскость картины или графического листа, поверхность предметной формы).
Обращены преимущественно к следующим чувствам:
- осязанию,
- зрению,
- моторному восприятию.
Формы воплощения (виды) подразумевают способ представления и коммуникативный характер произведения:
Основные:
- Монументальная (имеет крупный масштаб и коллективную аудиторию зрителей) –изображение на стенах и плафонах (сводах) интерьеров, в пространстве города - ;
- Станковая (масштаб сопоставим с человеком, аудитория индивидуальная) – картина в раме – типичный пример;
- Декоративная – имеет характер украшения, оформления пространства, не имеет самостоятельного тематического характера, фабулы, зачастую форма воплощения – орнаментальная.
производные:
- Монументально-декоративная (оформление архитектурных форм);
- Декоративно-прикладная (оформление бытовых предметов).
Различия:
- Масштаб (отношение к человеку),
- характер аудитории (коллективная, индивидуальная, массовая),
- назначение (утилитарные и/или эстетические),
- способ создания (рукотворные, механические, техницизированные)
- форма существования/бытования (уникальные, тиражированные).
Жанры - определяют тематический аспект существования изобразительных искусств (определяют содержание, характер представленных изобразительных мотивов, символов, сюжетов, сцен):
Архитектура (тесно связана с формами социальной жизни и определяется ими).
Виды архитектуры:
- Культовая (сакральная)
- Светская (гражданская, жилая, административная, промышленная, экспозиционная, торгово-развлекательная и т.д.)
- Городская (особняки, доходные дома, многоквартирные, небоскребы)
- Загородная (виллы, частные дома, коттеджи)
- Малых форм (ландшафтное проектирование – скамейки, беседки, урны и т.д.).
Техники (материалы для строительства, определяет тип конструкции):
камень (мрамор, известняк), дерево, кирпич/бетон, железо/бетон (арматура), стекло/напряженная сталь и т.д.
Скульптура (единственная тема - тело человека или животного):
- Религиозная (сакральная) композиция (библейские, евангельские персонажи, святые)
- Мифологический (божества античной мифологии)
- Портрет:
- индивидуальный (в виде бюста, поясного изображения, статуи)
- групповой (скульптурная группа)
- Анималистический (культовые животные (хищники, копытные), лошади, собаки, кошки и т.д.).
Монументальная форма – памятник (монумент) в городе, статуи на фасадах архитектурных сооружений.
Техники:
- скульптура (твердые материалы, удаление материала – камень, дерево),
- пластика (мягкие материалы, прибавление – глина, воск, бронза).
Живопись:
- Религиозная композиция (поклонение, жертвоприношение, алтарный образ – икона)
- Мифологический (олимпийские боги)
- Исторический (разновидность - батальный)
- Портрет (групповой, индивидуальный, парадный, камерный (бытовой))
- Пейзаж
- Натюрморт
- Бытовая (жанровая) сцена
- Анималистический
- Ню (обнаженная женская натура).
Техники (в живописи и графике определяются типом связующего вещества для красочных пигментов, как натуральных, так и синтетических):
энкаустика, фреска, темпера, масло, акрил, пастель, акварель.
Методы работы:
- «старых мастеров» - многослойная;
- «alla prima» - в один красочный слой.
Графика (вспомогательный вид искусства для живописи: этюды, эскизы, картоны):
- Уникальная (рисунок, этюд, композиционный эскиз, набросок, выполненный от руки)
- Печатная (тиражированная) – ксилография, офорт, резцовая гравюра, литография, монотипия, шелкография, сухая игла и др.
ДПИ – утилитарный(потребительский) аспект подразумевает, поскольку изделия тесно связаны с бытом и повседневной жизнью человека, включают мир бытовых предметных форм:
- Обработка металла (кузнечное дело)
- Резьба по дереву
- Гончарное дело
- Плетение (лоза, солома и др.)
- Ткачество (ковроделие)
- Вышивка
- Костюм
- Роспись поверхностей различных изделий.
Тема 2