Система объемно - пространственных (пластических, или изобразительных) искусств. Виды и жанры, формы воплощения, техники.
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА
Лекция 1
Искусство – творческая (неутилитарная, эстетическая) деятельность человека и ее результаты
Типология искусств:
- временные (музыка, танец, пантомима) – ритмически организованное время;
 - пространственные (архитектура, скульптура, живопись, графика, дпи) – организованное пространство;
 - синтетические (различные виды театра) – и временной, и пространственный аспект задействованы
 
По характеру исполнения:
- рукотворные (до начала ХХ века),
 - техницизированные (кино, видео, дизайн)
 
Система искусств (взаимосвязаны):
- обусловлены общей природой,
 - формами существования,
 - способами восприятия,
 - средой бытования,
 - сферой «применения»,
 - характером воздействия на аудиторию
 
Классические:
Архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство
Постклассические:
дизайн, кино, медиа, видео, инсталляции, энвайронменты, акции, перформансы, рейди-мейды и т.д.
Названия (отражают общность свойств):
- Пластические (материальная природа, телесность)
 - Пространственные (трех- и двухмерные поверхности-носители, наличие объема, организация пространства )
 - Изобразительные (преимущественно зрительные образы, миметичные, символ, нарративно-повествовательное начало, сюжет, фабула, действие)
 
Различия:
- в степени пластичности (нарастает от графики к архитектуре),
 - в степени изобразительности (наиболее широк изобразительный репертуар в живописи и графике, в скульптуре он обусловлен темой тела человека и животного, архитектура неизобразительна);
 - характеристиках «информационного носителя» (пространство-время, объем, плоскость картины или графического листа, поверхность предметной формы).
 
Обращены преимущественно к следующим чувствам:
- осязанию,
 - зрению,
 - моторному восприятию.
 
Формы воплощения (виды) подразумевают способ представления и коммуникативный характер произведения:
Основные:
- Монументальная (имеет крупный масштаб и коллективную аудиторию зрителей) –изображение на стенах и плафонах (сводах) интерьеров, в пространстве города - ;
 - Станковая (масштаб сопоставим с человеком, аудитория индивидуальная) – картина в раме – типичный пример;
 - Декоративная – имеет характер украшения, оформления пространства, не имеет самостоятельного тематического характера, фабулы, зачастую форма воплощения – орнаментальная.
 
производные:
- Монументально-декоративная (оформление архитектурных форм);
 - Декоративно-прикладная (оформление бытовых предметов).
 
Различия:
- Масштаб (отношение к человеку),
 - характер аудитории (коллективная, индивидуальная, массовая),
 - назначение (утилитарные и/или эстетические),
 - способ создания (рукотворные, механические, техницизированные)
 - форма существования/бытования (уникальные, тиражированные).
 
Жанры - определяют тематический аспект существования изобразительных искусств (определяют содержание, характер представленных изобразительных мотивов, символов, сюжетов, сцен):
Архитектура (тесно связана с формами социальной жизни и определяется ими).
Виды архитектуры:
- Культовая (сакральная)
 - Светская (гражданская, жилая, административная, промышленная, экспозиционная, торгово-развлекательная и т.д.)
 - Городская (особняки, доходные дома, многоквартирные, небоскребы)
 - Загородная (виллы, частные дома, коттеджи)
 - Малых форм (ландшафтное проектирование – скамейки, беседки, урны и т.д.).
 
Техники (материалы для строительства, определяет тип конструкции):
камень (мрамор, известняк), дерево, кирпич/бетон, железо/бетон (арматура), стекло/напряженная сталь и т.д.
Скульптура (единственная тема - тело человека или животного):
- Религиозная (сакральная) композиция (библейские, евангельские персонажи, святые)
 - Мифологический (божества античной мифологии)
 - Портрет:
 
- индивидуальный (в виде бюста, поясного изображения, статуи)
 - групповой (скульптурная группа)
 
- Анималистический (культовые животные (хищники, копытные), лошади, собаки, кошки и т.д.).
 
Монументальная форма – памятник (монумент) в городе, статуи на фасадах архитектурных сооружений.
Техники:
- скульптура (твердые материалы, удаление материала – камень, дерево),
 - пластика (мягкие материалы, прибавление – глина, воск, бронза).
 
Живопись:
- Религиозная композиция (поклонение, жертвоприношение, алтарный образ – икона)
 - Мифологический (олимпийские боги)
 - Исторический (разновидность - батальный)
 - Портрет (групповой, индивидуальный, парадный, камерный (бытовой))
 - Пейзаж
 - Натюрморт
 - Бытовая (жанровая) сцена
 - Анималистический
 - Ню (обнаженная женская натура).
 
Техники (в живописи и графике определяются типом связующего вещества для красочных пигментов, как натуральных, так и синтетических):
энкаустика, фреска, темпера, масло, акрил, пастель, акварель.
Методы работы:
- «старых мастеров» - многослойная;
 - «alla prima» - в один красочный слой.
 
Графика (вспомогательный вид искусства для живописи: этюды, эскизы, картоны):
- Уникальная (рисунок, этюд, композиционный эскиз, набросок, выполненный от руки)
 - Печатная (тиражированная) – ксилография, офорт, резцовая гравюра, литография, монотипия, шелкография, сухая игла и др.
 
ДПИ – утилитарный(потребительский) аспект подразумевает, поскольку изделия тесно связаны с бытом и повседневной жизнью человека, включают мир бытовых предметных форм:
- Обработка металла (кузнечное дело)
 - Резьба по дереву
 - Гончарное дело
 - Плетение (лоза, солома и др.)
 - Ткачество (ковроделие)
 - Вышивка
 - Костюм
 - Роспись поверхностей различных изделий.
 
Тема 2