Система объемно - пространственных (пластических, или изобразительных) искусств. Виды и жанры, формы воплощения, техники.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА

Лекция 1

 

Искусство – творческая (неутилитарная, эстетическая) деятельность человека и ее результаты

 

Типология искусств:

  • временные (музыка, танец, пантомима) – ритмически организованное время;
  • пространственные (архитектура, скульптура, живопись, графика, дпи) – организованное пространство;
  • синтетические (различные виды театра) – и временной, и пространственный аспект задействованы

По характеру исполнения:

  • рукотворные (до начала ХХ века),
  • техницизированные (кино, видео, дизайн)

 

Система искусств (взаимосвязаны):

  • обусловлены общей природой,
  • формами существования,
  • способами восприятия,
  • средой бытования,
  • сферой «применения»,
  • характером воздействия на аудиторию

Классические:

Архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство

Постклассические:

дизайн, кино, медиа, видео, инсталляции, энвайронменты, акции, перформансы, рейди-мейды и т.д.

 

Названия (отражают общность свойств):

  • Пластические (материальная природа, телесность)
  • Пространственные (трех- и двухмерные поверхности-носители, наличие объема, организация пространства )
  • Изобразительные (преимущественно зрительные образы, миметичные, символ, нарративно-повествовательное начало, сюжет, фабула, действие)

Различия:

  • в степени пластичности (нарастает от графики к архитектуре),
  • в степени изобразительности (наиболее широк изобразительный репертуар в живописи и графике, в скульптуре он обусловлен темой тела человека и животного, архитектура неизобразительна);
  • характеристиках «информационного носителя» (пространство-время, объем, плоскость картины или графического листа, поверхность предметной формы).

 

Обращены преимущественно к следующим чувствам:

  • осязанию,
  • зрению,
  • моторному восприятию.

 

Формы воплощения (виды) подразумевают способ представления и коммуникативный характер произведения:

Основные:

  • Монументальная (имеет крупный масштаб и коллективную аудиторию зрителей) –изображение на стенах и плафонах (сводах) интерьеров, в пространстве города - ;
  • Станковая (масштаб сопоставим с человеком, аудитория индивидуальная) – картина в раме – типичный пример;
  • Декоративная – имеет характер украшения, оформления пространства, не имеет самостоятельного тематического характера, фабулы, зачастую форма воплощения – орнаментальная.

производные:

  • Монументально-декоративная (оформление архитектурных форм);
  • Декоративно-прикладная (оформление бытовых предметов).

 

Различия:

  • Масштаб (отношение к человеку),
  • характер аудитории (коллективная, индивидуальная, массовая),
  • назначение (утилитарные и/или эстетические),
  • способ создания (рукотворные, механические, техницизированные)
  • форма существования/бытования (уникальные, тиражированные).

 

Жанры - определяют тематический аспект существования изобразительных искусств (определяют содержание, характер представленных изобразительных мотивов, символов, сюжетов, сцен):

Архитектура (тесно связана с формами социальной жизни и определяется ими).

Виды архитектуры:

  1. Культовая (сакральная)
  2. Светская (гражданская, жилая, административная, промышленная, экспозиционная, торгово-развлекательная и т.д.)
  3. Городская (особняки, доходные дома, многоквартирные, небоскребы)
  4. Загородная (виллы, частные дома, коттеджи)
  5. Малых форм (ландшафтное проектирование – скамейки, беседки, урны и т.д.).

Техники (материалы для строительства, определяет тип конструкции):

камень (мрамор, известняк), дерево, кирпич/бетон, железо/бетон (арматура), стекло/напряженная сталь и т.д.

 

Скульптура (единственная тема - тело человека или животного):

 

  1. Религиозная (сакральная) композиция (библейские, евангельские персонажи, святые)
  2. Мифологический (божества античной мифологии)
  3. Портрет:
  • индивидуальный (в виде бюста, поясного изображения, статуи)
  • групповой (скульптурная группа)
  1. Анималистический (культовые животные (хищники, копытные), лошади, собаки, кошки и т.д.).

Монументальная форма – памятник (монумент) в городе, статуи на фасадах архитектурных сооружений.

Техники:

    • скульптура (твердые материалы, удаление материала – камень, дерево),
    • пластика (мягкие материалы, прибавление – глина, воск, бронза).

 

Живопись:

  • Религиозная композиция (поклонение, жертвоприношение, алтарный образ – икона)
  • Мифологический (олимпийские боги)
  • Исторический (разновидность - батальный)
  • Портрет (групповой, индивидуальный, парадный, камерный (бытовой))
  • Пейзаж
  • Натюрморт
  • Бытовая (жанровая) сцена
  • Анималистический
  • Ню (обнаженная женская натура).

 

Техники (в живописи и графике определяются типом связующего вещества для красочных пигментов, как натуральных, так и синтетических):

энкаустика, фреска, темпера, масло, акрил, пастель, акварель.

Методы работы:

  • «старых мастеров» - многослойная;
  • «alla prima» - в один красочный слой.

 

Графика (вспомогательный вид искусства для живописи: этюды, эскизы, картоны):

  • Уникальная (рисунок, этюд, композиционный эскиз, набросок, выполненный от руки)
  • Печатная (тиражированная) – ксилография, офорт, резцовая гравюра, литография, монотипия, шелкография, сухая игла и др.

ДПИ – утилитарный(потребительский) аспект подразумевает, поскольку изделия тесно связаны с бытом и повседневной жизнью человека, включают мир бытовых предметных форм:

  • Обработка металла (кузнечное дело)
  • Резьба по дереву
  • Гончарное дело
  • Плетение (лоза, солома и др.)
  • Ткачество (ковроделие)
  • Вышивка
  • Костюм
  • Роспись поверхностей различных изделий.

 


Тема 2