Аркадий, 17 лет.

Родился от нормально протекавшей беременности; роды без осложнений. Раннее развитие: с опережением становления речи и задержкой формирования двигательных функций. До подросткового возраста очень часто болел простудными заболеваниями. Рос тихим, молчаливым, замкнутым, почти не задавал вопросов. В раннем возрасте признавал только мать, не отпускал ее от себя, кричал, плакал, когда оставался с отцом или бабушкой. Признавал только определенный набор пищи: ел макароны, сосиски и фрукты, отказываясь от всех остальных блюд. Не любил менять одежду. Не терпел в доме посторонних, прятался, плакал, говорил, что он не хочет, чтобы приходили эти люди. На улице избегал общества детей; если и играл в песочнице, ни с кем из детей не хотел контактировать, отворачивался, старался увести мать подальше от скопления детей. Дома был тихим, незаметным, играл один, в основном, в мягкие игрушки, рисовал. Боялся темноты, одиночества, любых животных, бассейна, отказывался купаться в открытых водоемах. Много фантазировал, рисовал свои фантазии, но редко рассказывал их содержание даже матери. В 4 года без помощи взрослых научился читать, с тех пор любимым занятием стало чтение. Было сделано три попытки помещения его в детский сад, но он не смог там адаптироваться: плакал, не ел, не садился за стол, не ложился в кроватку, отталкивал от себя воспитателей, не интересовался игрушками, отворачивался от детей. Каждый раз после попытки помещения в детский сад заболевал простудным заболеванием с высокой температурой. В школу пошел в 7 лет, умея бегло читать и считать до 100. Не отвечал у доски до 5 класса, не отвечал на вопросы учителя в присутствии детей; разговаривал только с девочками, но односложно, лаконично, тихо; наотрез отказывался от всяких прогулок, кружков, экскурсий с классом. Время проводил дома один — с книжкой или за компьютером. Учился хорошо, особенно выделялся своими математическими способностями. Участвовал в олимпиадах, завоевывал первые места, но ни с кем не знакомился, соблюдая только внешние формальные правила поведения. Писал стихи, рассказы, но их никому не показывал. В 9 классе появился друг — мальчик из класса, спокойный, тихий, рассудительный, с которым они молча часами сидели за компьютером. Не согласуя своих планов ни с кем, после окончания средней школы легко поступил на механико-математический факультет МГУ. Учится хорошо, без напряжения, оставаясь таким же замкнутым, молчаливым, необщительным, формальным.

 

В данном случае речь идет о типичном случае шизоидной психопатии сенситивного типа. Мальчику на протяжении всей его жизни с раннего возраста присущи черты замкнутости, неоткровенности, чувствительности, ранимости, трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие потребности в обществе сверстников. Благодаря высокому интеллекту, активности, адекватной поддержке семьи мальчик уже в подростковом возрасте хорошо социально адаптирован, несмотря на отсутствие какого-либо ослабления шизоидной симптоматики.

При диагностике психопатии шизоидного круга нередко возникают затруднения в ее дифференциации от псевдопсихопатии,или нажитой психопатии,которая возникает послеперенесенного шизофренического приступа. У детей и подростков псевдопсихопатические состояния в виде личностного надлома возникают после нераспознанных ранних и сверхранних приступов-шубов, а также после стертых неверно диагностированных приступов у детей постарше. Проявления шизоидной психопатии и псевдопсихопатии у детей и подростков имеют чрезвычайное сходство и во многих случаях не поддаются разграничению. В пользу псевдопсихопатии говорит обнаружение в анамнезе стертого шизофренического приступа, периода нормального развития ребенка с последующим личностным сдвигом, выраженным дисгармоничным или задержанным развитием, стиранием гиперестетических эмоциональных свойств личности ребенка, нарастанием эмоциональной холодности.

Психастеническая (ананкастная) психопатия.Детям и подросткам с психастенической психопатией свойственны выраженная застенчивость, склонность к тревожным опасениям, мнительность, неуверенность в себе, боязливость, повышенная впечатлительность. Основными особенностями психастеников являются склонность к сомнениям, отсутствие уверенности в правильности своих суждений, поступков, оценки людей, нерешительность в выборе линии поведения. Психастеники несамостоятельны, зависимы, нуждаются в советах и поддержке, в поисках посторонней помощи могут быть очень настойчивыми и назойливыми. Они склонны к болезненному мудрствованию, стремлению к самоанализу, к абстрактной интеллектуальной работе при отсутствии живости и яркости восприятия окружающего. Постоянное внутреннее беспокойство, тревога, неуверенность создают затруднения в принятии решений. Неуверенность в себе, как правило, компенсируется педантичностью, скрупулезностью, чрезмерной приверженностью к исполнению принятых инструкций, формализмом, перепроверкой полученных результатов, назойливыми расспросами окружающих по поводу правильности своих действий. Неудовлетворенные попытки реализации своих планов, неудачи в самоутверждении порождают пониженную самооценку, неуверенность в будущем. Дети и подростки с психастеническими чертами в основном доброжелательны, стремятся к общению, страдают от отсутствия дружеских связей, мечтают о легкости общения и перемене мест, но в связи с чрезмерной ранимостью, уязвимостью, неуверенностью, тревожностью практически не переносят изменений в устоявшемся жизненном укладе и долго, мучительно адаптируются в новом коллективе. Обладая хорошими интеллектуальными способностями или даже одаренностью в той или иной сфере знаний и искусства, дети и подростки с психастеническими особенностями часто посредственно или плохо учатся из-за чрезмерного волнения при устных ответах, паники при написании контрольных работ, медлительности, постоянных сомнений в правильности результатов, непрерывных перепроверок результатов своей учебной деятельности.

Декомпенсация патологических черт психастенического круга проявляется в навязчивых идеях разнообразного содержания и навязчивых страхах, часто ипохондрического или дисморфоманического содержания, сопровождающихся ритуалами защиты. Наиболее серьезной формой декомпенсации психопатии психастенического круга является невроз навязчивых состояний с навязчивым страхом загрязнения и заражения.

По окончании пубертатного периода при правильном выборе профессии, устойчивости семейного и дружеского окружения и стабильности жизненного уклада возможна длительная компенсация психастенических черт.

Экспансивный вариант психастенического синдрома — ананкастная психопатия —характеризуется чрезмерной осторожностью, сочетанием нерешительности с несгибаемостью и упрямством; упорным стремлением к совершенству и педантизмом. Таких детей и подростков более всего занимают детали, порядок, соблюдение условностей. Они серьезны, формальны, редко шутят, настаивают на точном выполнении принятых правил, не способны к компромиссам, лишены гибкости. Ананкасты, как правило, достаточно работоспособны, если работа не требует нововведений и творческого подхода. Всякое изменение устойчивого стереотипа жизни вызывает у них тревогу и может привести при ананкастной психопатии к декомпенсации в виде навязчивых идей и страхов, которые, в отличие от навязчивостей психастеников, обусловлены не тревожно-мнительными особенностями характера, а связаны с упорным стремлением достичь непосредственного ощущения законченности собственных психических актов.

Астеническая психопатия.Для детей и подростков с астенической психопатией характерны быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, аффективная неустойчивость, впечатлительность, склонность к невротическим реакциям. Астеники склонны к постоянному самокопанию и самонаблюдению, ощущению своей несостоятельности, заниженной самооценке, слабохарактерны. Они тормозимы, робки, обидчивы, не умеют защитить себя. К астенической психопатии относятся и так называемые ипохондрики, фиксированные на своем здоровье, ноющие, жалующиеся, вечно недомогающие.

Астеническая психопатия проявляется у детей младшего возраста как «невропатия» («конституциональная нервность», или «врожденная нервность»), которая выражается в капризности, плаксивости, трудностях адаптации, вялости, а также в склонности к соматовегетативным нарушениям: срыгиваниям, поносам, рвотам, нарушениям сна и аппетита, необоснованным повышениям температуры, частым простудным заболеваниям, нередко связанным с психотравмирующей ситуацией. В старшем дошкольном возрасте на первый план выступают утомляемость, истощаемость, неустойчивость настроения, головные боли, непереносимость жары, духоты, транспорта. Кроме того, возникают и длительно сохраняются невротические расстройства в виде энуреза, энкопреза, заикания, страхов, тиков. В младшем школьном возрасте астеническая психопатия проявляется в чрезмерном утомлении в конце учебного дня, неуверенности в себе, застенчивости, робости. Эти черты становятся все более заметными к пубертатному возрасту, когда появляется чувство своей неполноценности, несостоятельности, недовольства собой;. Пподросток с астенической психопатией старается держаться как можно более незаметно, становится все более замкнутым, отгороженным, молчаливым.

Декомпенсация астенической психопатии выступает в виде невротических реакций, ярким примером которых являются школьные фобии, депрессий с сенситивными идеями отношения, дисморфоманической и ипохондрической симптоматикой, а также (чаще всего) в виде многообразных психосоматических расстройств.

Постепенно, к юношескому возрасту, у лиц с выраженной астенической психопатией появляются характерологические особенности, мешающие деятельности и общению, — чрезмерные осторожность и добросовестность, пристрастие к определенному порядку и образу жизни.

Аффективная психопатияхарактеризуется преимущественно аффективными проявлениями личностной аномалии. В эту группу входят личности так называемого циклоидного круга, а также личности с преобладанием повышенного (гипертимия) или пониженного (гипотимия) эмоционального фона.

Циклоидная психопатия проявляется, с очевидностью иногда только в пубертатном возрасте, (не совсем понятно, к чему это относится – психопатия проявляется только в пубертате или именно такие признаки характерны только для пубертата?) эмоциональной неустойчивостью, изменениями настроения, связанными с ситуацией или спонтанными. Отмечаются периоды повышенной двигательной активности, речевого возбуждения, радостности. У многих детей и подростков с циклоидной психопатией обнаруживаются полярные колебания настроения со сменой бодрого, приподнятого настроения и гиперактивности периодами подавленности, апатии или раздражительности со снижением активности. В этих случаях подростки испытывают затруднения в учебе, иногда прекращают посещать школу или институт, избегают общества друзей, устают от шумных компаний, становясь домоседами и предпочитая проводить время лежа на диване у телевизора. Снижается аппетит, нарушается сон, часто подростки испытывают сонливость днем, но не могут заснуть вечером. Становятся раздражительными, недовольными поведением и отношением окружающих, угрюмыми, брюзгливыми. Появляются мысли о своей несостоятельности, никчемности, о бесперспективности дальнейшей жизни или мысли о тяжелой неизлечимой болезни. В этих состояниях не исключены неожиданные суицидальные попытки. Депрессивные фазы продолжаются 1-3 недели и сменяются обычным состоянием или состоянием с приподнятым — веселым, радостным, солнечным настроением, с повышением активности и ощущением физической бодрости и силы.

Гипертимная психопатия характеризуется постоянно приподнятым настроением, легкостью общения, способностью уловить общий тон настроения, общительностью, веселостью, добродушием. Гипертимы свободно проявляют свои чувства, беззлобны, бесхитростны, дружелюбны. С ними легко и приятно общаться окружающим из-за понятности и адекватности их эмоций, тонкости сопереживания. Мир воспринимается гипертимами в розовых тонах; они не догадываются о своих недостатках, ненадолго обижаются в ответ на критику, но быстро забывают неприятности. Дети и подростки с личностными особенностями гипертимного круга обычно трудолюбивы, предприимчивы, реалистичны, покладисты, не склонны к мечтательности, быстро адаптируются в новой обстановке, не стесняются посторонних. Они никогда не скучают и не сидят без дела. Такие особенности характера становятся заметными уже в раннем возрасте, когда обращают на себя внимание постоянная веселость, чрезмерная подвижность, общительность, отсутствие страха перед посторонними, доверчивость, доброжелательность, любопытство. Развитие как моторных, так и интеллектуально-речевых функций, как обычноправило, отличается происходит с опережением.ающимением характером. — как в становлении моторных, так и интеллектуально-речевых функций. В отличие от детей с гиперактивностью (дефицитом внимания), гипертимные дети ловки, гармоничны, адекватны, активны, говорливы, целенаправленны; несмотря на повышенную отвлекаемость, достаточно работоспособны; живо интересуются всем окружающим. Такие дети могут быть трудны дома и в детских учреждениях из-за своей суетливостьюи, болтливостьюи, чрезмерной живостьюи, отвлекаемостьюи и стремлениемя руководить другими детьми, но эти особенности компенсируются самостоятельностью, доброжелательностью, общительностью, живостью и глубиной эмоциональных реакций, легкостью усвоения новых навыков и знаний. В школьном возрасте дети с гипертимным характером чаще всего хорошо учатся, но с трудом укладываются в дисциплинарные рамки: болтают на уроках, не хотят подчиняться принятому распорядку. В то же время они обаятельны, привлекательны, неутомимы, всегда готовы к интересному делу, увлекают за собой окружающих, часто становясь неформальными лидерами. Их эЭнергия и предприимчивость их неистощимы. В связи с высоким жизненным тонусом гипертимы , как правило, обладают, как правило, хорошим аппетитом, быстро засыпают и просыпаются отдохнувшими после относительно короткого периода сна; они всегда выглядят здоровыми, с ярким румянцем, широкой улыбкой, блестящими глазами, выразительной мимикой. Они действительно редко болеют простудными заболеваниями и детскими инфекциями.

Со временем, у гипертимов ближе к пубертатному возрасту, у гипертимов можно заметить достаточно отчетливые колебания настроения: на несколько дней настроение становится гневливым или дурашливым, сопровождается неадекватной смешливостью, клоунадой, суетливостью, нарушением дисциплины на уроках и переменах, критиканством, неуважением к старшим. Такие состояния иногда сменяются периодами субдепрессии с подавленностью, вялостью, снижением жизненного тонуса. Дети неожиданно для окружающих становятся молчаливыми, тихими, медлительными, стараются держаться незаметно, избегжать ответов у доски, общения со сверстниками. Субдепрессивные состояния в свою очередь сменяются обычным для подростка настроением или кратковременным периодом возбуждения. В этих случаях отмечается сближение гипертимной психопатии с циклоидной.

Гипотимная психопатия (группаконституционально депрессивных, или “прирожденных пессимистов”) отличается постоянно сниженным субдепрессивным фоном настроения и склонностью к возникновению выраженных депрессивных состояний. Между тем,При этом гипотимы отличаются вдумчивостью, добросовестностью и исполнительностью.

Паранойяльная психопатия. Паранойяльные психопатические особенности личности редко встречаются в детстве, а в подростковом возрасте проявляются в основном в неразвернутом виде. Особый склад личности при паранойяльной психопатии характеризуется капризностью, раздражительностью, фиксацией на определенных идеях, резонерством, высокой эмоциональной напряженностью, касающейся исключительно значимых переживаний часто при холодности, формальности, чрезмерной требовательности к окружающим. Паранойяльных психопатов отличают узость кругозора, односторонность и ограниченность интересов. Суждения их прямолинейны, незрелы, часто не вполне последовательны. В то же время паранойяльные личности эгоцентричны, склонны к повышенной самооценке, обостренному чувству собственного достоинства, внутренней неудовлетворенности, обиде, чувству непризнанности. Малая пластичность психики ведет к застреванию на одних и тех же мыслях и эмоциональных реакциях. Они подозрительны, видят в поведении окружающих враждебность, дурные намерения, склонны к образованию сверхценных идей, которые надолго определяют их поведение и образ жизни (жалобщики, фанатики, патологические ревнивцы, ипохондрики, изобретатели и т. п.). Неудачи не останавливают паранойяльного психопата, а все больше и больше мобилизуют на борьбу за справедливость. Отстаивая свои убеждения, они энергичны и упорны до фанатизма. Паранойяльная психопатия формируется в зрелом возрасте, а у подростков отмечается преимущественно в виде упорных сверхценных образований.

Истерическая психопатия.Истерической психопатической личности свойственны следующие основные качества: 1) стремление «казаться лучше», демонстрируя несуществующие или утрируя реальные способности; 2) эгоцентризм со стремлением быть в центре внимания, производить особое впечатление и манипулировать окружающими; 3) незрелость психики (инфантилизм).

Истерическая психопатия наряду с психогенно обусловленными истерическими реакциями (обмороками, параличами, припадками и т. п.) и истерическими формами поведения (экстравагантностью, демонстративностью, театральностью, рисовкой, стремлением быть в центре внимания, склонностью к драматизации) характеризуется также малосодержательностью, примитивностью, незрелостью и несерьезностью суждений. Поведение истериков рассчитано на внешний эффект; для них важнее всего вызвать восхищение, удивление, восторг окружающих, но если все их ухищрения оставляют “аудиторию” равнодушной, то они предпочтут гнев и ненависть окружающих, только бы не остаться незамеченными. Истерики необычайно ранимы во всем, что касается их персоны; критику в свой адрес они превращают в бурный конфликт с театральным поведением и позерством. Между тем они непостоянны и поверхностны в своих привязанностях и чувствах, недоброжелательны, любят только самих себя, проявляя крайнее безразличие к потребностям близких. Целенаправленная повседневная деятельность тяготит истерика. Стремление привлечь к себе внимание, «жажда признания», склонность к подражанию, выдумкам и фантазиям, капризность отмечаются у истериков с раннего возраста (это дети, при малейшем недовольстве бросающиеся с криком на пол, картинно рыдающие, швыряющие в обидчика игрушки, любые попавшиеся под руку предметы, привычно грозящие самоубийством, наносящие себе неопасные повреждения и т. п.). В подростковом возрасте наряду с этим более отчетливо выступают эгоцентризм, неорганизованность, склонность к легкомысленным поступкам, разным авантюрам, дилетантской деятельности, праздной жизни с помпезностью, разнообразными увеселениями, слепое следование моде, неспособность к систематическому, целенаправленному труду.

При истерической психопатии нередко отмечается отсутствие четких граней между продукцией собственного воображения и реальностью, в связи с чем мир истерика приобретает своеобразные причудливые очертания, что особенно ярко проявляется у истерических личностей из группы «псевдологов и мифоманов». «Псевдологов» и «мифоманов» отличают чрезмерно богатое воображение и патологическая лживость. В выдуманных историях авантюрного содержания, оговорах и самооговорах истерик является главным действующим лицом — страдающим, падшим или побеждающим. При этом мифоманы сами со временем начинают верить в реальность своих выдумок, а окружающие в силу яркости и подробности рассказов истериков, придающих им убедительность, длительно сохраняют уверенность в том, что дети и подростки на самом деле добились огромных успехов на выставках, олимпиадах, конкурсах красоты, снимались в кино, или пережили много страданий, или по вине окружающих стали наркоманами, проститутками, или тяжело, неизлечимо больны, что их родители имеют неисчислимые богатства или, напротив, в семье неблагополучно (пьет отец, сбежала мать, изнасиловал отчим, нищета и т. п.). Случаи мифомании и псевдологии нередко представляют собой большую сложность при судебно-психиатрической экспертизе.

Истерические особенности нередко бывают заметными уже в раннем возрасте, проявляясь капризностью, склонностью к примитивным психомоторным истерическим реакциям или соматовегетативным расстройствам при неблагоприятном ситуации. В дошкольном возрасте они постоянно требуют внимания, поощрения, ревнивы к похвале других детей. Они любят выступать на утренниках, семейных концертах, рано начинают наряжаться, заимствуя манеру поведения у взрослых (в основном у матери, актеров), рано приобретают понятия «высокой цены» и «престижности». Дети с истерическими чертами характера более всего принимают взрослых, от которых регулярно слышат слова похвалы, одобрения, восхищения, но быстро изменяют своим привязанностям при первых же критических замечаниях в свой адрес. Время поступления в школу особенно опасно для истерикаов в плане декомпенсации, поскольку они поверхностны, не умеют упорно последовательно учиться и не вписываются в детский коллектив благодаря стремлению всегда быть первыми, нетерпимости к успехам других, конфликтности, ябедничеству, наговорам. В школьные годы неосуществленное стремление добиться признания обусловливает появление у детей-истериков множественных функциональных психосоматические расстройств (рвоты, кашель, временное исчезновение голоса, слепота, глухота и т. д.), психомоторных припадков с суженным сознанием и патохарактерологических протестных реакций (уходы, грубость, отказ от посещения школы, агрессия, аутоагрессия и т. п.). Наиболее ярко истерические черты характера проявляются в пубертатном возрасте, когда поведенческие нарушения, уход в болезнь, псевдология и мифотворчество особенно выражены из-за краха надежд на признание и престижное положение.

В качестве иллюстрации рано проявившихся истерических особенностей характера приводим следующее наблюдение.