Организация деятельности Пр-ва РФ
- порядок деятельности Пр-ва согласно К-ции (ст. 114) определяется ФКЗ «О Пр-ве РФ».
Возглавляет Правительство его Председатель, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства представляет Правительство внутри страны и за пределами территории Российской Федерации; ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий, об их поощрении; распределяет обязанности между членами Прави-. Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства.
Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обеспечивают их исполнение; координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.
Федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; принимают участие в выработке и реализации политики Правительства; обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министерств или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.
При осуществлении своих полномочий федеральные министерства подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией и федеральным законом к полномочиям Президента, и Президенту.
Правительство — орган коллегиальный. Его заседания проводятся систематически, не реже одного раза в месяц.
Исключительно на заседаниях Правительства принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; принимаются решения о внесении законопроектов в Государственную Думу; рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет; рассматриваются вопросы приобретения государством акций; рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации; принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Федерации; образуется Президиум Правительства; утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; утверждаются Регламент Правительства и Положение об Аппарате Правительства. На заседаниях Правительства имеет право председательствовать Президент. Члены Правительства участвуют в его заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании члены Правительства информируют об этом Председателя Правительства.
Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством.
Правительство в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Заседания Правительства носят открытый характер. Однако Правительство может рассматривать отдельные вопросы и на закрытых заседаниях.
Правила организации деятельности Правительства по реализации его полномочий устанавливаются Регламентом Правительства, утвержденным постановлением Правительства от 1 июня 2004 г.
Регламент регулирует вопросы планирования и организации работы Правительства (планирование заседаний Правительства, порядок подготовки и проведения заседаний Правительства, оформление решений, принятых на заседаниях Правительства), устанавливает порядок исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства и протоколах заседаний Правительства, а также поручений Президента, председателя Правительства и его заместителя; порядок внесения в Правительство и рассмотрение проектов актов (порядок внесения проектов актов, порядок подготовки и рассмотрения проектов актов в Правительстве); устанавливает порядок организации и деятельности правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов; регулирует организацию законопроектной деятельности Правительства (планирование законопроектной деятельности, порядок организации законопроектной деятельности, особенности подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете); устанавливает порядок участия Правительства в деятельности Федерального Собрания (участие членов Правительства в работе Федерального Собрания, порядок подготовки заключений, поправок и официальных отзывов, порядок рассмотрения Правительством парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы); устанавливает порядок взаимодействия Правительства с органами судебной власти2, а также порядок работы с обращениями граждан.
Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения непосредственно на заседании и принятое протокольное решение относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства, если иное не определено федеральными законами.
Правительство информирует граждан через средства массовой информации о рассмотренных на заседании Правительства вопросах и о принятых решениях.
Для решения оперативных вопросов Правительство по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства.
Правительство для содействия своей работе вправе создавать координационные и совещательные органы.
Координационные органы именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач.
Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.
Компетенция координационных и совещательных органов, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Координационные и совещательные органы формируются на представительной основе. В состав координационных и совещательных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также могут включаться представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые в координационных органах имеют право совещательного голоса.
Для оперативной и качественной подготовки материалов и проектов актов координационные и совещательные органы могут своими решениями образовывать рабочие группы.
Решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех представленных в них органов исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами или актами Правительства.
Правительственные комиссии и советы образуются в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами и поручениями Президента, постановлениями Правительства, и возглавляются Председателем Правительства или другими членами Правительства. Решения об образовании, реорганизации и упразднении правительственных комиссий и советов принимаются на заседаниях Правительства. Образование, реорганизация и упразднение правительственных комиссий и советов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются Правительством. Организационные комитеты образуются для проведения мероприятий общегосударственного значения в установленные сроки. Решения об образовании, реорганизации и упразднении организационных комитетов принимаются на заседаниях Правительства. Образование, реорганизация и упразднение организационных комитетов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются Правительством.
Организационные комитеты возглавляются, как правило, федеральным министром или заместителем федерального министра, руководителем или заместителем руководителя иного федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент или Правительство. Руководство организационным комитетом может быть возложено на сопредседателей.
Организационный комитет прекращает свою деятельность после одобрения в Правительстве представленного его председателем доклада о решении задач, для которых организационный комитет был образован.
Межведомственные комиссии и советы образуются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения.
Образование, реорганизация и упразднение межведомственных комиссий и советов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются, как правило, совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент или Правительство. Совместное решение указанных федеральных органов исполнительной власти оформляется приказом или распоряжением и подписывается руководителями этих органов.
В случаях, установленных федеральными законами, актами Президента или Правительства, образование координационных и совещательных органов, определение их компетенции, порядка принятия и оформления их решений, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются в соответствии с указанными актами.
В случае возникновения разногласий по вопросам образования, реорганизации и упразднения межведомственных комиссий и советов, определения их компетенции, утверждения руководителей и персонального состава они рассматриваются в Правительстве.
Межведомственные комиссии и советы возглавляются, как правило, федеральным министром или заместителем федерального министра, руководителем или заместителем руководителя иного федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент или Правительство. Руководство межведомственной комиссией или советом может быть возложено на сопредседателей.
По вопросам, требующим решения Правительства, межведомственные комиссии и советы вносят соответствующие предложения. Об образовании, реорганизации и упразднении, а также о годовых итогах деятельности межведомственных комиссий и советов их председатели докладывают в Правительство.
Названные комиссии и советы не являются органами исполнительной власти.
Расходы на содержание Правительства определяются в федеральном бюджете. В случае необходимости могут быть образованы органы и учреждения при Правительстве, финансирование которых осуществляется в пределах ассигнований на содержание Правительства.
Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания.
Аппарат Правительства выполняет следующие основные функции:
а) осуществляет контроль за соблюдением требований Регламента
Правительства при внесении в Правительство проектов федеральных
законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распо
ряжений Правительства, международных договоров Российской Феде
рации и других документов, требующих рассмотрения в Правительстве;
б) подготавливает экспертные заключения на поступившие в Пра
вительство проекты актов и других документов, по которым требуется
решение Правительства, представляет Председателю Правительства
и заместителям Председателя Правительства предложения по этим до
кументам, а также аналитические и справочные материалы по вопро
сам, рассматриваемым в Правительстве, запрашивает в установленном
порядке информационные и иные материалы, необходимые для дея
тельности Аппарата Правительства;
в) организует контроль за выполнением органами исполнительной
власти решений Правительства, а также поручений Председателя Пра
вительства и заместителей Председателя Правительства, при необходи
мости разрабатывает и представляет Председателю Правительства, за
местителям Председателя Правительства предложения о дополнитель
ных мерах по обеспечению выполнения этих решений и поручений;
г) осуществляет организационное обеспечение заседаний Прави
тельства и его Президиума, подготовку совещаний и других мероприя
тий, проводимых с участием Председателя Правительства и заместите
лей Председателя Правительства, оформляет принятые решения;
д) обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Феде
рального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности
и организует участие представителей Правительства в деятельности па
лат Федерального Собрания;
1 См.: Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный 1 июля 2004 г., а также постановление Правительства РФ от 30 апреля 2004 г. «О правительственных и межведомственных координационных и совещательных органах, образуемых Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1765. е) организует проработку поступивших в Правительство парла
ментских запросов, готовит по ним проекты поручений Председателя
Правительства или Заместителя Председателя Правительства, направ
ляет запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Госу
дарственной Думы, комитетов и комиссий палат Федерального Собра
ния в соответствующие федеральные министерства и другие федераль
ные органы исполнительной власти для рассмотрения и ответа;
ж) направляет в федеральные министерства, федеральные службы
и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуще
ствляет Президент или Правительство, проекты федеральных законов,
поступающие от субъектов права законодательной инициативы и Госу
дарственной Думы, для подготовки заключений, поправок к законо
проектам и официальных отзывов Правительства;
з) обеспечивает представление интересов Правительства в Кон
ституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде РФ,
а также организует представление интересов Правительства в судах фе
деральными министерствами, федеральными службами и федеральны
ми агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет
Президент или Правительство;
и) рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, направляет эти обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями;
к) обеспечивает организацию проведения протокольных мероприятий Правительства;
л) обеспечивает ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации;
м) выполняет другие функции в соответствии с решениями Правительства и поручениями Председателя Правительства.
Структура Аппарата Правительства включает в себя руководство Аппарата и его подразделения — департаменты Правительства и секретариата Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и руководителя Аппарата Правительства. В составе департаментов создаются отделы.
Аппарат Правительства возглавляет Руководитель Аппарата. Он назначается на должность и освобождается от должности Председателем Правительства по представлению председателя Правительства.
Заместители руководителя Аппарата Правительства координируют и контролируют работу департаментов Правительства, организуют проработку проектов актов и других документов, по которым требуется решение Правительства, подготовку материалов к заседаниям Правительства и его Президиума, осуществляют другие функции по руководству Аппаратом Правительства в соответствии с распределением обязанностей и поручениями руководителя Аппарата Правительства. Финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства производится в пределах расходов на содержание Правительства.
Положение об Аппарате Правительства утверждается Правительством1.