Состав и порядок формирования Пр-ва РФ

В состав Пр-ва входят Председатель Пр-ва, замы Председателя и федер. министры (ч. 2 ст. 111).

Председатель Пр-ва назначается Президентом РФ с согласия ГД;

- ч. 2 ст. К-ции: предложение о кандидатуре Пр вносится не позднее 2-х-недельного срокапосле вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Пр-ва, либо в теч. 1 недели со дня отклонения кандидатуры Пр ГД-й→

- ГД рассм-т представленную Президентом кандидатуру Пр в теч. 1 недели со дня внесения предложения о кандидатуре;

- в случае 3х-крат. отклонения представленных кандидатур Пр ГД Президент назначает Пр., распускает ГД и назначает новые выборы (ч. 1-4 ст. 111 К-ции);

- Пр освобождается от должности Президентом по заявлению Пр об отставке и в случае невоз-ти исполнения Пр-м своих полномочий →

Президент уведомляет СФ и ГД об освобождении от должности Пр в день принятия решения;

освобождение от должности Пр одновременно влечет за собой отставку Пр-ва;

- в случае времен. отсутствия Пр его обяз-ти исполняет его зам.; в случае освобождения от должности Пр Президент вправе до назначения нового Пр поручить исполнение обяз-тей Председателя его заму на срок до 2 мес.;

Функции Пр Пр-ва:

- Пр в соответ. с К-цией РФ, ФЗ, указами Президента опред-т основ.направления деятельности Пр-ва РФ и организует его работу (с. 113 К-ции);

- Пр не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о стр-ре ФОИВ, кандидатуры на должности замов Пр и федер.министров (ст. 112 К-ции): замы Пр и федер. министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Пр.; они вправе подавать заявления об отставке.

 

Статус члена Пр-ва РФ:

Члены Пр-ва не вправе

- быть членами СФ, депутатами ГД, депутатами зак. органов гос. вл. субъектов РФ и депутатами выборных органов МСУ;

- занимать др. должности в органах гос.вл. и МСУ;

- заниматься предпринимат. деятельностью лично или через доверенных лиц;

- заниматься др. оплачиваемой деятельностью, кроме преподават., науч. и творч-й;

- быть поверенными или представителями по делам 3-х лиц в органах гос. вл.;

- использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финан. и информац. обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

- получать гонорары за публикации и выступления в кач. члена Пр-ва;

- получать в связи с осущ-м своих полномочий от физ. и юр. лиц не предусмотренные ФЗ ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение;

- принимать без разрешения Президента РФ почет. и спец. звания, награды и иные знаки отличия ин. гос-в;

- выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физ. и юр. лиц.

Пр-во РФ рук-т работой министерств и иных ФОИВ и контролирует их деятельность.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре ФОИВ» в систему ФОИВ входят федер. мин-ва, федер. службы (с 2000-х гг. не сущ-т федер. агентства).

Функции ФОИВ, рук-во деятельностью кот-го осущ-т Президент РФ, опред-ся его указами, а функции ФОИВ, рук-во деятельностью кот-го осущ-т Пр-во, - постановлением Пр-ва.

Федер.мин-во – ФОИВ, осущ-ий функции по выработке гос.пк и нормативно-прав. регулированию в установленной актами Президента РФ и Пр-ва сфере деятельности:

- ФМ возглавляет входящий в состав Пр-ва министр РФ (федер. министр);

- на основании и во исполнение К-ции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента и Пр-ва мин-во см/но осущ-т прав. регулирование в установленной сфере деятельности, за искл. ?, прав. регулирование кот-х в соответствии с рос.зак-вом осущ-ся исключительно ФКЗ, ФЗ, актами Президента и Пр-ва;

- в установ. сфере деятельности ФМ не вправе осущ-ть функции по контролю и надзору, правоприменит. функции, а также функции по управлению гос. им-вом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента;

- ФМ осущ-т координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб → функции федер. министра:

утверждает ежегодный план и показатели деятельности фед. служб, а также отчет об их исполнении;

вносит в Пр-во по представлению рук-ля ФС проект положения о ФС, предложения о предельной штатной численности ФС и фонде оплаты труда ее работников;

вносит в Минфин РФ предложения по формированию федер. бюджета и финансированию ФС;

вносит в Пр-во проекты НПА, относящихся к опред. ему сфере деятельности и к сферам деятельности ФС, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответ. с К-цией РФ, ФКЗ, ФЗ к компетенции Пр-ва;

во исполнение поручений Президента, Пр дает поручения ФС и контролирует их исполнение;

право отменить противоречащее федер. зак-ву решение ФС, если иной порядок отмены решения не установлен ФЗ;

назначает на должность и освобождает от должности по представлению рук-лей ФС замов руководителей ФС, за искл. замов рук-лей ФС, рук-во деятельностью которых - Президент; аналогично – рук-лей территор. органов ФС;

т.к. мин-во координацию деятельности гос. внебюджет. фондов: ФМ вносит в Пр-во предложение о назначении на должность (освобождении от нее) рук-ля гос. внебюджет. фонда; принимает НПА по сферам деятельности ГВФ; вносит в Пр-во проекты НПА, регулирующих деятельность ГВФ, а также по представлению рук-ля ГВФ проекты ФЗ о бюджете ГВФ и об исполнении этого бюджета; назначает проверки деятельности ВГФ.

Федеральная службаФОИВ, осущ-щий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также спец. функции в обл. обороны, гос. безопасности, защиты и охраны гос. границы РФ, борьбы с преступностью, обществ. безопасности.

- ФС возглавляет рук-ль (директор);

- ФС по надзору в установленной сфере деятельности м. иметь статус коллег. органа.

В пределах своей компетенции ФС издает индивид. НПА на основании и во исполнение К-ции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента и Пр-ва, НПА федер. мин-ва, осущ-го координацию и контроль деятельности ФС;

- ФС м.б. подведомственна Президенту или находиться в ведении Пр-ва;

- ФС не вправе осущ-ть в установленной сфере деятельности нормативно-прав. регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента, а ФС по надзору – также управление гос. им-вом и оказание платных услуг.

Ранее сущ-шие ФА – ФОИВ, осущ-ми в установленной сфере деятельности функции по оказанию гос. услуг, по управлению гос. им-вом и правоприменит. функции, за искл. функций по контролю и надзору.

Порядок взаимоотношений ФМ и находящихся в их ведении ФС, полномочия ФОИВ, а также порядок осущ-я ими своих функций - в Положениях об этих ОИВ.

Руководители ФОИВ, рук-во деятельностью кот-х - Президент, и их замы назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Порядок взаимодействия между ФОИВ, рук-тво деятельностью кот-х - Президент, а также порядок их взаимодействия с иными ФОИВ устанавливаются Президентом. Положения о таких ФОИВ утверждаются Президентом.

Руководители ФС, за искл. рук-лей (их замов) ФС, рук-во деятельностью кот-х - Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности Пр-вом по представлению ФМ-ров, осущ-их координацию и контроль деятельности ФС.

Замы рук-лей ФС, за искл. замов рук-лей ФС, руководство деятельностью которых - Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности соответ. ФМ-ром по представлению рук-лей ФС.

Порядок назначения на должность руководителей и членов коллег. органов управления ФС, имеющих статус коллег. органа, определяется Пр-вом, если иное не установлено ФЗ.

Создание ФОИВ, их реорганизация и ликвидация – Президентом по предложению Пр Пр-ва.

Президент в соответ. с К-цией РФ, ФЗ рук-т деятельностью ФОИВ, ведающих ? обороны, безопасности, внутр. дел, ин. дел, предотвращения ч/с и ликвидации последствий стих. бедствий, утверждает по представлению Пр положения о них и назначает их рук-лей, а также осущ-т иные полномочия как главковерх и Председатель Совета Безопасности РФ.

Пр-во в соответ. с К-цией РФ, ФЗ указами и распоряжениями Президента координирует деятельность ФОИВ, деятельностью кот-х руководит Президент.

Положения о ФОИВ, кроме подведомственных Президенту, утверждаются Пр-вом.

ФМ-р назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Пр Пр-ва.

Замы ФМ, рук-ли ФОИВ, не являющиеся ФМ-рами, рук-ли органов и организаций при Пр-ве, члены коллегий ФМ и иных ФОИВ назначаются на должность и освобождаются от должности Пр-вом.

Рук-ли ФОИВ, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Взаимоотношения Пр-ва и др. ФОИВ в РФ:

1) Пр-во м. создавать для осущ-я своих полномочий свои террит. органы и назначать соответ. должн. лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности ТО ФОИВ, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федер. бюджете.

Пр-во вправе учреждать организации, образовывать координац., совещат. органы, а также органы при Пр-ве.

2) Пр-во вправе отменять акты ФОИВ или приостанавливать действие этих актов.

3) Пр- во в пред. своих полномочий и для обеспечения сочетания интересов РФ и ее субъектов по предметам совмест. ведения в сфере исп.вл. координирует деятельность ОИВ субъектов РФ:

- в срок не более 1 мес. Пр-во рассматривает внесенные в установ. порядке предложения субъектов РФ по предметам ведения РФ и по предметам их совмест. ведения и сообщает им о результатах рассм-ия внесенных предложений;

- направляет субъектам РФ проекты своих решений по предметам совмест. ведения;

- при принятии соответ. решений Пр-вом предложения субъектов РФ подлежат обязат. рассм-ю.

4) Пр-во - контроль за деятельностью ФОИВ по ?, отнесенным к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов, также за деятельностью ОИВ субъектов РФ.

5) Пр-во обеспечивает соблюдение ФОИВ прав ОИВ субъектов РФ, способствует их взаимодействию.

6) Пр-во в пред. своей компетенции разрешает споры и устраняет разногласия между ФОИВ и ОИВ субъектов РФ, для чего создаются согласит. комиссии из представителей заинтересованных сторон.

7) Пр-во вносит предложения Президенту о приостановлении действия актов ОИВ субъектов РФ в случае их противоречия К-ции РФ, ФЗ, междунар. обяз-вам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

3. Отставка Пр-ва:

- Пр-во м. подать в отставку, кот. принимается или отклоняется Президентом (ч. 1 ст. 117 К-ции);

- Президент м. сам принять решение об отставке Пр-ва (ч. 2 ст. 117 К-ции);

- ГД м. выразить недоверие Пр-ву (постановление о недоверии – большинством голосов от общего числа депутатов); после этого Президент вправе объявить об отставке Пр-ва либо не согласиться с решением ГД. Если ГД в теч. 3 мес. повторно выразит недоверие Пр-ву, Президент объявляет об отставке Пр-ва либо распускает ГД;

- Пр м. поставить перед ГД ? о доверии Пр-ву. Если ГД в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Пр-ва или о роспуске ГД (ч. 4 ст. 117 К-ции);

- в случае отставки Пр-во по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Пр-ва. (ч. 5 ст. 117 К-ции).