РФ как член СНГ.

Государственно-правовые проблемы в сфере национально-региональной политики РФ

- разработка прав.критериев и процедур этнич. идентификации (принадлежность – свобод.выбор, но для них – опред.льготы);

- опред-е условий, при кот. НМ необходимо предоставлять спец.права, обеспечить их адресность и прав.применение в частноправ. и публичноправ. сферах, выработать механизм защиты данных прав;

- самоопределение НМ (роль Аок, создание нац.-тер. Образований и федер.этнич.тер-рий, роль МСУ);

- представит-во НМ в госорганах и МСУ (на основе квот, спец.стр-р, консультаций, референдумов) – чтоб голос б. услышан;

- повышение статуса общ.организаций НМ (в избират.процессе, при принятии решений, касс-ся НМ и контроле за исполнением таких решений);

- совершенствование системы прав.регулирования и защиты прав НМ (проблемы соотношения федер. и регион. начал, заключения дог-ров непосредственно между органами вл. и этнич.общностями, применение обыч.права);

- совершенствование гос.управления делами НМ.

 

21 дек. 91 г. – после совещания 8 дек. в Беловежской пуще рук-лей 3 суверенных гос-в (Р. – Б.Н. Ельцина, Украины – Л.М. Кравчука и Белоруссии – С.С. Шушкевича) ими б. достигнута дог-ть об образование СНГ; позже в дек. По Алма-Атинскому соглашению к СНГ присоединилось еще 8 ех.союз.республик (кр.стран Приб-ки и Грузии) = к 1993 г. в с-ве СНГ – 11 гос-в кроме РФ.

В 1990-х гг. центр.место в отношениях РФ и СНГ – переговоры по ? раздела им-ва ех. СССР, установление границ гос-в, подписание экномич. торгов. дог-ров, а также дог-ров о поставке гос-вам СНГ рос.топливно-энергетич.ресурсов; NB проблема – фин.задолженность России со строн. Гос-в СНГ (в сер. 90-х гг. – 6 млрд долл.).

РФ стремилась сохранить интергац.связи между ех.республиками в рамках СНГ:

- по его инициативе б. создан Межгос.комитет стран СНГ с центром в М.;

- между 6 гос-вами (в т.ч. Р., Белоруссией, Казахстаном) б. заключен дог-р о коллектив.безопасности; в 92 г. подписаны соглашения об объединенных ВС СНГ и о п-пах обеспечения гос-в вооружением и военной техникой

- на периодич.президент. встречах - ? экономич. и полит.сотрудничества;

- в 1993 г. разработан и утвержден Устав СНГ;

В данных документах подтверждались обяз-ва стран СНГ выполнять международ. обяз-ва, вытекающие из дог-ров ех. СССР.

Однако уже в 90-х гг. в СНГ выявились проблемы, ч. из кот. аткуальны до сих пор:

- тер.споры;

- участие РФ в вооруж.столкновениях в Таджикистана и Молдавии;

- споры с Украиной по разделу Черноморского флота и владения Крымом;

- проблема дискриминации русскоязыч.нас-я в странах Прибалтики;

- нестабильность рук-ва в некот.странах СНГ (Украина);

- СНГ не всегда отвечает интересам всех участников;

- наиб. конструктив.сотрудничество – с Белоруссией;

В 2000-е гг. в соответ. с двухстрон.дог-рами увеличились объемы торгово-экономич.связей Р. и СНГ, принимались меры по углублению интеграц.процессов в экономике гос-в: по предложению РФ велись преговоры с Укр., Казахстаном и Белор. О создании един.экномич.прс-ва с ед. торговлей, налог. и фин.-денеж. пк. В послед.время осложнились отношения с Грузией (оранжевая революция, нападение на Осетию) и Украиной (оранжевая революция, президенсткие выборы, газ).

В 1993 – 94 г. – соглашения о партнерстве и сотрудничестве между гос-вами ЕС и РФ, Р. бю включена в Междунювалют.фонд (МВФ); в 96 г. – Р. вступила в Совет Ев. (с 1949 г.), в компетенции кот. нах-ся ? культуры, прав ч., защиты окр.ср.; июнь 1999 г. – рук-ли стран-членов ЕС приняли документ «Общая стратегия ЕС в отношении Р.», ставший основой сотрудничества, однако воен.действия в Чечне вызвали конфликт Р. и ЕС.

в мае 1997 г. – соглашение о взаимоотношениях между РФ и странами НАТО, зафиксировавший взаим.обязва сторон об отказе от применения силы в отношениях др. с др. Но уже в марте-ап. 1999 г. в связи с югославским кофликтом отношения усложнились (под предлогом защиты косовских албанцев от притеснений сербов воен.командование НАТО предприняло воен.операцию против Республики Югославия, в ответ на кот. Р. отказалась от разработанной ранее программы сотрудничества с НАТО). В 2002 г. Р. не поддержала американ.нападение на Ирак (в рамках борьбы с международ.терриризмом после событий 11 сент. 2001 г.), но ратифицировала Международ.конвенцию по борьбе с международ.бомбовым терриризмом. Б. достигуна дог-ть с ЕС о совмест.антитеррористич.сотрудничестве, заключено соглашение с НАТО об объединении усилий стран в борьбе за обеспеч-е международ.безопасности.

Реализации Декларации всестрон.сотрудничества между США и РФ, подписанной в мае 2002 г. Путиным и Дж. Бушем, помешало заявление США о выходе из дог-ра о ПРО (противовоздушной обороне) и продолжение стр-ва воен.баз на пригранич.с Р. тер-риях (пк продвижения на восток).

В 2000-х гг. углубились внешнеэкономич. связи Р. со сторанми АТР – п.в. Инд. и Китаем, расширяются контакы со странами Латин. Америки.