Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

После распада СССР в массовых масштабах началось переселение русскоязыч. населения в Р.; острые межнац. конфликты в различных рос.регионах тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее → необходимость прав. регулирования статуса этих лиц:

19 фев. 1993 г. б. приняты законы РФ «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 7 авг. 2000 г. и от 30 июня 2003 г.).

Понятие «беженец» применяется к лицу, кот.: 1) не является гр-ном РФ; 2) находится вне страны своей граждан. принадлежности (а в случае отсутствия опред. гр-ва — вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гр-ва, нац-и, принадлежности к опред. соц. группе или полит. убеждений; 4) не м. (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца вынужденный переселенец:

- гр-н РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на тер. ин.гос-ва и прибывший на тер.Р. или вынужденный покинуть место жительства на тер. 1 субъекта РФ и прибывший на тер. др. субъекта;

- признается также ин.гр-н (или лицо без гр-ва), постоянно проживающий на зак. основаниях на тер. РФ и изменивший место жительства в ее пред. по указанным основаниям;

- по иным основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные законами порядок оформления статуса беженца и ВП, их права и обяз-ти в основном аналогичны:

- для получения любого из этих статусов необходимо обращение с ходатайством лица в соотв. орган Федер. миграц. службы по месту пребывания лица (за рубежом — в дипломат. представительство или консульство РФ; на границе — при отсутствии поста иммиграц.контроля — в орган погранич. контроля) → ходатайство подается и рассм-тся в установленные законами сроки → после проверки сведений орган ФМС выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распр-е на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр времен. размещения → после предварит. рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или ВП, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца, действительное на тер. Р. в теч. 3 лет для беженца и 5 лет для вынужденного переселенца. В необходимых случаях эти статусы м. продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица.

- Законы устанавливают основания, по кот. м.б. отказано в предоставлении названных статусов; отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении статуса м.б. обжалован в вышестоящий орган ФМС или в суд.

- Лица, признанные беженцами или ВП, пользуются всеми правами и несут все обяз-и гр-на РФ, если иное не предусмотрено ФЗ; эти лица вправе в теч. 3 месяцев избрать местом своего пост. жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграц. службы, либо нас.пункт, в кот. проживают их родственники, при условии согласия последних. Органы гос.вл. и МСУ обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестор. помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с уст-вом на новом месте жительства. Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более 3 месяцев) создаются спец. центры (Положение о центре врем. размещения ВП утверждено постановлением Пр-ва РФ от 22 января 1997 г.). ВП м.б. предоставлена долговрем. беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья.

- Установлены льготные условия для приобретения беженцами или вынужденными переселенцами рос.гр-ва; чему, однако, мешает чрезмер. бюрократизация процесса оформления (в очереди на получение гр-ва - 1,5 млн человек).

Но законом опр-ны основания, при которых лицо утрачивает: статус беженца и ВП.