Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.
Лекция 12. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в РФ.
- основ. принцип, определяющий прав. статус иностранцев и апатридов в РФ - закреплен в ч. 3 ст. 62 К-ции РФ: указанные лица пользуются правами и несут обяз-ти наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или междунар. дог-ром РФ;
- ФЗ от 25 июля 2002 «О прав. положении иностранных граждан в РФ» (в ред. от 11 нояб. 2003 г.) всех законно находящихся в Р. ин.гр-н разделяет на
а) временно пребывающих,
б) временно проживающих
в) постоянно проживающих
(для каждой категории – особ. условия по оформлению и срокам их пребывания в Р.);
* при этом дан.ФЗ в понятие «иностранный гражданин» вкл-т понятие «лицо без гр-ва», за искл. Случаев, когда для апатридов в нем устан-ся особ.правила;
А) срок временного пребывания ин.гр-на опред-ся сроком действия выданной ему визы; если он прибыл в Р. в порядке, не требующем получения визы, то срок его пребывания не м. превышать 90 суток; в случаях, предусмотренных ФЗ, срок пребывания м.б. продлен или сокращен;
Б) разрешение на временное проживание ин. гр-н выдается тер. органом федер. органа исп.вл., ведающего ? внутр. дел, по заявлению ин.гр-на; срок действия разрешения – 3 года;
разрешение м.б. выдано в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Пр-вом РФ по предложениям органов исп. вл. субъектов РФ с учетом демографич. ситуации в субъекте и воз-тей последнего по обустройству ин.гр-н;
ФЗ опред-т категории лиц, кот. выдается разрешение на врем.проживание без учета квоты:
- родившимся на тер. РФ;
- состоящим в браке с рос.гр-ном, проживающим в Р.;
- осуществляющим инвестиции в РФ в размере, установленном Пр-вом РФ;
- к иным категориям лиц, указанных в ФЗ.
Постановлением Пр-ва РФ от 1 нояб. 2002 г. утверждено Положение о выдаче ин. гр-нам и лицам без гр-ва разрешения на врем. проживание в РФ: разрешение оформляется в виде отметки соответств. образца в документах, удостоверяющих личность; установлены обязат. дактилоскопическая регистрация для лиц, получивших разрешение; обяз-ть ежегодно проходить перерегистрацию.
В ст. 7 ФЗ – перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на времен. проживание: неправомер. деятельность лица, нарушающая зак-во РФ, отсутствие (наличие) иных оснований для выдачи (сохранения) разрешения (отсутствие воз-ти содержать себя и членов семьи в пределах прожиточ. минимума; выезд за пределы РФ в ин. гос-во для пост. проживания; нахождение за пределами РФ более 6 месяцев; наличие заболеваний, перечень кот. утверждается Пр-вом РФ, и др).
В) постоянное проживание ин.гр-н в РФ оформляется документом, именуемым «вид на жительство»; до получения вида на жительство ин.гр-н обязан прожить в Р. не менее 1 года на основании разрешения на врем.проживание; вид на жительство выдается сроком на 5 лет и м.б. по заявлению лица продлен еще на 5 лет, и число таких продлений не ограничено;
Положение о выдаче ин. гр-нам и лицам без гр-ва вида на жительство, утвержденное постановлением Пр-ва РФ от 1 ноября 2002 г., опред-т порядок подачи заявлений, их рассмотрения и разрешения выдачи вида на жительство, а также порядок решения этих ? уполномоч. органами; к нему прилагаются и описания бланков вида на жительство (отдельно для иностранцев и апатридов).
Контроль в миграц.области:
- с целью навести порядок в миграц. сфере ФЗ о прав. положении ин.гр-н определил меры по строг. учету въезда, пребывания и выезда иностренцев и апатридов и ужесточил контроль за их регистрацией, передвижением по Р., ответ-ть за нарушение установленного порядка:
новой формой контроля - миграционная карта, кот. заполняется ин.гр-ми (за некот.искл-м), въезжающими в Р., и содержит о них необходимые сведения (ФИО, дату рождения, цель визита), а также въездные и выездные части, в кот. делаются отметки о въезде и выезде и о регистрации по месту пребывания; въездная часть изымается у владельца при въезде, а выездная — при выезде;
- в целях учета ин. гр-н, пребывающих и проживающих в РФ, создается центральный банк данных, порядок создания кот. и использования содержащейся в нем информации устан-ся Пр-вом РФ: ин.гр-н, прибывший в Р., обязан зарегистрироваться в течение 3 раб. дней со дня прибытия в установленном законом порядке в органах внутр. дел по месту пребывания.
Полномочия ин.гр-н и лиц без гр-ва в РФ:
- имеют право на свобод. передвижение в пределах тер. РФ при некот. ограничениях, установленных ФЗ;
- не обладают избират.правом, а также правом участия в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ; при этом постоянно проживающие в РФ ин. гр-не в случаях и порядке, предусмотренных ФЗ, имеют право избирать и б. избранными в органы МСУ, а также участвовать в местном референдуме;
- не м.б. призваны на военную (альтернативную гражданскую) службу службу; но м. поступать на воен. службу по контракту и м.б. приняты на работу в ВС РФ, др. войска, воинские формирования и органы в кач. лица граждан.персонала в соответствии с ФЗ;
- имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных ФЗ (не имеют права находиться на муницип., гос. службе; быть членом экипажа воен. корабля РФ, командиром воздушного судна граждан. авиации и замещать иные должности, допуск ин.гр-н к кот. ограничен ФЗ);
работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать ин. работников при наличии на это разрешения; а ин.гр-не имеют право осуществлять труд. деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако это условие не распр-ся на ин.гр-н постоянно и временно проживающих в Р.; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов,; обучающихся в образовательных учреждениях и др.;
ФЗ опред-т порядок приглашения на въезд в РФ ин.гр-на в целях осущ-я труд. деятельности.
ЮО ин.гр-н в РФ:
- за нарушение установленных правил пребывания и проживания ин.гр-н в РФ вплоть до административ. выдворения за пределы Р.;
- привлекаются к ответ-ти и работодатели, нарушившие установленный порядок использования труда ин.гр-н, а также должн.лица организаций, принимающих ин.гр-н, виновных в нарушениях зак-ва РФ, связанных с регистрацией, оформлением документов и т.д.
- ин.гр-не, совершившие преступления или правонарушения на тер. РФ, подлежат ЮО на общих основаниях с ее гражданами;
-ин.гр-нам, кот. нарушают зак-во о прав. положении ин.гр-н, м.б. сокращен срок пребывания в РФ, или они могут быть высланы из страны. В отношении нелегальных иммигрантов применяется их выдворение из пределов РФ.
Политич.убежище:
- ч. 1 ст. 63 К-ции РФ: РФ предоставляет ПУ ин.гр-нам и лицам без гр-ва в соотв. с общепризн. нормами междунар.права;
- основание предоставления ПУ - преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его граждан. принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократич. п-пам, признанным мировым сообществом, нормам международного права;
- ПУ не предоставляется, если: действия, явившиеся поводом для преследования, признаются в Р. преступлением, или лицо виновно в совершении действий, кот. противоречат целям и принципам ООН; лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование, и др.
- предоставление РФ-ей ПУ прз-ся указом Президента РФ;
- получившее ПУ лицо пользуется на тер. Р. правами и свободами и несет обяз-ти наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для ин.гр-н и лиц без гр-ва ФЗ или междунар. дог-ром РФ.