Особенности разработки и принятие Конституции РФ 1993 г.
Потребность реформирования союзной Федерации выразилась в принятии ех.союз.республиками, в т.ч. РСФСР Деклараций о гос.суверенитете («парад суверенитетов»). Сформированный на основе альтернатив.выборов 1-го Съезд народ. Депутатов 12 июня 1990 г. принял рос. Декларацию …, в кот. б. поставлена задача разработки новой К-ции Р. на основе демократич. п-пов. На съезде б. образована Конституц. Комиссия во гл. с Председателем Верх.Совета РСФСР - Ельциным, нач-шая в 1991 г. работу в дан.направлении.
Однако в связи со слож.полит. ситуацией в стране решение ? о принятии нов. К-ции все время откладывалось до 1993 г. (17 марта 1991 г. – всесоюз.референдум, инициированный М.С. Горбачевым, по 7 сохранения СССР: 76 % - «за»; но б. принят закон «О Президенте РСФСР», кот-м по итогам выборов в июне 91 г. стал Е., а 8 дек. 1991 г. - распад СССР = К-ция РСФСР перестала б. К-цией субъекта Федерации, и стала К-цией независимого, см-ного гос-ва).
Процесс разработки нов.К-ции в основном пошел по пути внесения многочисл. изменений в действующую К-цию РСФСР, кот. приобретала противоречивый х-р. Эта несогласованность позиций в рамках старой К-ции в т.ч. вызывала в конце марта 1993 г. ожесточенное противостояние зак. (председатель Верх.Совета – Хазбулатов, Рудской – за постеп.реформирование) и исп. (Ельцин, Гайдар, Чубайс – радикальный путь решения эк.и пол.проблем) властей, апогеем кот-го стали события начала октября 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруж. столкновения властей роспуском Съезда народ. депутатов и Верховного Совета; что свид-ло не только о политич-м, но и конституц-м кризисе. В этих условиях принятие новой К-ции д.б. стать базой стабилизации общества.
Б. подготовлено много проектов нов. К-ции: главные - проект Конституц. комиссии, образованной Съездом народных депутатов, и проект, подготовленный Конституц. Совещанием, созванным по указу Президента РФ № 718 от 20 мая 1993 г., кот-й и б. принят за основу при окончат. и спешной доработке К-ции с привлечением субъектов РФ, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Данный проект, по оценке спецов, б.достаточно проработанным, но и в опред.мере эклектичным, вобравшем в себя либ. идеи, выработанные мир. (п.в. западной) практикой конституц.развития и далекио от рос.реалий.
В «презид.» и «парламент.» проектах К-ции имелись сход.положения: учет положений Федератив.дог-ра 1992 г., норм международ. Декларации прав и свобод человека и гражданина; отрицание ключ.п-пов совет.К-ций (п.в. особ.роли Советов). Глав.различие - ? по ? организации гос.вл.: «парлам.»проект исходил из достаточно сбалансированной системы разделения властей, включавшей ин-ты пралам.контроля за деятельностью исп.вл.; в «през.» проекте воз-ти воздействия зак.вл. на исп-ую б.сведены до минимума.
В соответствии с действовавшей К-цией РСФСР принять нов.К-цию м. только Съезд народ.депутатов см\но либо передав решение дан.? На общерос.референдум → Е., оставаясь в рамках действовавшей К-ции и в условиях конфронтации с зак.вл., не имел воз-ти для утверждения своего варианта К-ции → он принял решение разрушить действоваший конституц.правопорядок и противоречащими К-ции РСФСР указами оформить нов.переход к конституц.строю:
21 сент. 1993 г. – указ президента № 1400, провозгласивший проведение поэтап.конституц.реформы, приостанавливая действия ряда статей старой К-ции, атакже деятельность СНД, ВС и т.д.
15 окт. 93 г. указом Президента б. назначен всенарод.референдум по проекту К-ции. При этом референдум проходил не в соотвествии с законом РСФСР «О референдуме РСФСР»: для внесения изменений в К-цию требовалось более 1\2 голосов от общ.числа граждан, вкл-х в списки для голосования, а в особ.пордке, установленном указом Е.: согласно Положению о всенарод. голосовании по проекту К-ции РФ К-ция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании…
11 нояб. 1993 г. текст нов.К-ции б.опубликован в печати.
Новая Конституция была принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. («за» - 55,2 %, по Курск.обл. – 43,3% при явке – 54,8 % избирателей, имеющих право голоса = утверждена примерно 25 % населения) и вступила в действие со дня ее опубликования 25 дек. того же года.
Т.об., обстоятельства принятия К-ции РФ позволяют утверждать, что она фиксировала победу одной группровки в рамках правящ.элиты над др., тк в организации гос.вл. четко представлены интересы пол.сил, сгруппировавшихся вокруг ин-та Президента (установление «президентского режима»); но с др. стороны, сод-е К-ции многранно и неоднозначно, она стала базой для развития конституц-ма, становления рос.демократии и нов.рос.гос-ти, дала импульсы для развития гражд.общества, прав.исоциального гос-ва, федерализма, МСУ, создала принципиально нов.условия для регулирования и защиты прав граждан.