Комплексная оценка положения детей в семье.
Следует отметить, что Декрет № 18 и другие меры, которые принимаются государством в поддержку детства, носят профилактический характер и направлены на недопущение и исключение случаев попадания детей в экстремальную ситуацию. Это делает актуальным разработку нестандартных социальных подходов и программ, обобщение современных методик и форм работы с неблагополучными семьями и детьми, нуждающимися в государственной защите, разработку программно-методических материалов по социально-педагогической, коррекционно-реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации.
Профилактические программы нового поколения создаются за пределами традиционных учебных, медицинских, социальных программ, к данным разработкам привлекаются специалисты-практики не только общеобразовательных учреждений, но и учебных заведений закрытого типа, социально-педагогических центров, в деятельности которых существуют положительные результаты в работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Данные профилактические программы основываются на результатах комплексного оценивания положения детей в семье, которое осуществляется на основе «Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (постановление Министерства образования от 28.07.2004 № 47). Данная инструкция содержит показатели неблагополучия семьи, на основе которых комиссией принимается решение о придании ребенку статуса находящегося в социально опасном положении. Рассмотрим основные группы показателей.
1. Социально-экономические показатели:
Ø длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
Ø длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;
Ø расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
Ø отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д..
2. Медико-санитарные показатели:
Ø антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
Ø отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
Ø алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
Ø неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм и др.
3. Социально-демографические показатели:
Ø родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
Ø выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
Ø родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям и др.
4. Психолого-педагогические показатели:
Ø полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
Ø непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
Ø насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами и др.
5. Криминально-аморальные показатели:
Ø постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
Ø нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
Ø аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
Ø наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира и др.
Ниже представлены критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего.
1. Ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию ребёнка — уклонение родителей от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребёнка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребёнка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью), факты оставления ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнания его из дома.
2. Злоупотребление родительскими правами — принуждение ребёнка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартными играми; вовлечение ребёнка в преступную деятельность, антиобщественное поведение; незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребёнку; запрещение ребёнку посещать учреждение образования; систематическое применение к нему антипедагогических мер воздействия.
3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер), — приобщение ребёнка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребляют алкогольными напитками; страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией, занимаются проституцией; состоят на учёте в органах внутренних дел и др.); родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье —физическое, сексуальное или психическое (эмоциональное) насилие, проявившееся в длительном, постоянном или периодическом психологическом воздействии, приводящем к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушению развития его личности (открытое неприятие и критика ребёнка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у него психическую травму).
5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия — нарушение дисциплины, увеличение числа пропусков занятий в учреждении образования, прогулов (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях); укрепление асоциальных связей, бродяжничество; совершение действий, влекущих административную либо уголовную ответственность, состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних; является членом экстремистской группировки, деструктивной секты.
6.Нахождение несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации — проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера); негативное влияние культурных или религиозных факторов; несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания.
Все представленные показатели неблагополучия семьи и критерии нахождения ребенка в социально опасном положении, при условии их наличия в жизнедеятельности конкретных семей, являются основанием для организации работы с такими семьями по выведению воспитывающихся в них детей из социально опасного положения.