Санкции как форма выражения КПО.

ЮО - это и есть реализация санкции, указанной в юр. норме (санкция указывает на те неблагоприят.последствия, кот. применяются к нарушителю прав.нормы, в т.ч. КПН = ЮО – форма реализации санкций, а последняя - мера этой от-ти)

КПО-ть отлич-ся своеобразием и широким кругом санкций:

1) отмена или приостановление действия актов гос.органов или их отдельных положений:

посредством применения меры отмены осущ-тся принудит. ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка;

служит предупреждению подоб. правонарушений;

содержит категорич. императив и лишает акт всех его юрид. потенций, в тч ретроспективно (м. устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его принятия).

Приостановление - та же отмена, но ограниченная во времени, не решающая окончательную судьбу акта и не аннулирующая его действия в предшеств. период.

При этом отмена или приостановление акта м. рассм-ся в качестве КПсанкции только в тех случаях, когда речь идет о нарушении КПН.

Эта мера используется достаточно широко: согласно ч. 3 ст. 115 К-ции РФ постановления и распоряжения Прав-ва в случае их противоречия К-ции м.б. отменены Президентом; согласно ч. 2 ст. 85 он вправе приостанавливать действие актов органов исп. вл. субъектов РФ в случае противоречия их К-ции РФ и ФЗ, международ. обяз-вам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого ? судом; ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г.: пр-во вправе отменять акты федер. органов исп. вл. или приостанавливать действие этих актов;

- разновидность рассматриваемой санкции - признание неконституционными актов различных гос.органов или их отдельных положений: согласно ст. 125 К-ции РФ КС по запросам Президента, СФ, ГД, Прав-ва, ВС и ВАС, органов закон. и исп. вл. субъектов РФ разрешает дела о соответствии К-ции РФ: а) ФЗ, норматив. актов Президента, СФ, ГД, Прав-ва;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных НПА субъектов РФ, изданных по ? вопросам, относящимся к ведению органов гос. вл. РФ и совместному ведению органов гос. вл. РФ и органов вл. ее субъектов;

в) дог-ров между органами гос. вл. РФ и органами гос. вл. субъектов РФ, дог-ров между органами вл. субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международ. дог-ров РФ.

КС также по жалобам граждан и по запросам судов на нарушение конституц. прав и свобод проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкрет. деле, в порядке, установленном ФЗ.

В итоге, акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие К-ции дог-ры РФ не подлежат применению;

 

2) досроч. прекращение деятельности различ. гос. органов и должн. лиц:

согласно ч. 2 ст. 117 К-ции Президент м. принять решение об отставке пр-ва РФ; ч. 2 ст. 129 - по представлению Президента м.б. освобожден от должности СФ ген.прокурор; ст. 93 - воз-сть отрешения от должности Президента на основании выдвинутого ГД обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением ВС о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключении КС о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения; ст. 14 ФЗ «О статусе судей РФ»от 26 июня 1992 г. полномочия судьи м.б. прекращены в связи с занятием деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступлением в закон. силу обвинит. приговора суда в отношении судьи (полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей) и т.д.

=> данные меры возникают как следствие неправомерных действий гос.органов и должн.лиц, нарушений их правовых обязанностей → применяются с целью обеспечения опред. поведения соответств. органа в целом или отдельного должн. лица и явл-тся по сути принуждением.

При этом отставка должн. лица как мера КПО-ти порой очень близка к дисциплинар. от-ти по форме и по порядку применения, но ДО применяется за нарушение труд. дисциплины, а КПО-ть имеет больше оснований.

Данные санкции сод-ся во многих КПактах, но они, а также основания их применения не всегда четко сформулированы, что связано с особенностью КПН, кот. в 1 случаях применяются как санкции (в случае правонарушения), а в др. - не как санкции (в случае освобождения от должности по иным причинам): в ст. 34 Устава Воронеж. обл. – досроч. прекращение полномочий главы администрации обл. в случаях: а) добров. отставки; б) совершения преступления; в) утраты рос. гражданства; г) выезда на постоянное жительство за пределы обл.; г) смерти (только во 2-м случае досроч. прекращение полномочий - в кач-ве санкции).

В ряде случаев КПН вообще не предусматривают воз-ти применения данных санкций, а только провозглашают существование ЮО: когда речь в НПА идет об от-ти в смысле ответст. поведения, подотчетности, юридической компетентности (в НПА, определяющих полномочия гос. органов, их взаимные контакты: в ст. 12 ФКЗ «О Пр-ве РФ»: федер. министерства и иные федер. органы исп. вл. подчиняются Пра-ву и ответственны перед ним за выполнение порученных задач).

 

3) КПсанкции, вытекающие из недолжного поведения субъектов КПО:

- лишение полномочий депутатов зак.органов гос.вл. и членов СФ по решению законодат. органа:

согласно ФЗ «О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ» полномочия указанных лиц прекращаются досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в их отношении (решение о прекращении полномочий принимается соответственно СФ или ГД оветом и оформляется постановлениями палаты); депутат в таких случаях несет двойную ответственность: и как депутат (лишение мандата: нарушение КПН), и как физ. лицо (уг. наказание);

- досроч. прекращение полномочий депутатов и др. выборных должн. лиц посредством их отзыва по решению законод. органов в некот. регионах: данная санкция применяется не органами гос-ва, а непосредственно избирателями соответ. округа (участие гос. органов в отзыве депутата: в законодат. регулировании процедуры отзыва и оказании организац. помощи избирателям, возбудившим вопрос об отзыве депутата);

 

4) аннулирование юрид. результатов тех или иных конституц.-правовых действий:

согласно ст. 82 ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов ГД ФС РФ» данные выборы признаются несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25% избирателей; выборы депутатов ГД признаются недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, по решению суда и т.д.

5) ограничение или приостановление некот. основных прав граждан, кот. применяются в связи с отдельными противоправными действиями гражда:

согласно ч. 3 ст. 32 К-ции РФ не имеют права избирать и б. избранными граждане, сод-ся в местах лишения свободы по приговору суда; при этом гос-во исп-т ограничение прав и свобод не только для воздействия на правонарушителей, но и для предупреждения правонарушений: согласно ч. 1 ст. 56 К-ции РФ в условиях чрезвыч. положения для обеспечения безопасности граждан и зашиты конституц. строя в соответствии с ФКЗ м. устан-ся отдельные ограничения прав и свобод с указаниями пределов и срока их действия;

6) возможность лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград = 1 из видов уг. наказания (согласно ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд м. лишить его…); согласно п. 17 Положению о гос. наградах РФ Президент отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность или необоснованность представления к награждению, что также м. считать КПсанкцией.

7) отмена решения о приобретении или прекращении гражданства РФ: согласно ст. 22 ФЗ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если это решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений (данные факты устана-ся в суд.порядке).

 

3. Субъекты КПО –те, кто м. нести эту от-ть и привлекать к ней, и те, кто м. только привлекать к этой от-ти; круг - широк и отл-ся опред. спецификой:

- среди субъектов КП нести КПО-ть м. только обладающие деликтоспособностью, т. е. способностью нести ЮО за свои противоправные поступки → в КП деликтосп-тью обладают 2 вида субъектов: индивидуальные (граждане РФ, депутаты всех представит. органов гос. вл. и органов МСУ; должн. лица) и коллективные (органы гос. вл.; органы МСУ, объединения граждан и другие соц. образования (комитеты и комиссии представит. органов, избиркомы и т. п.).

Субъекты КП, кот. м. нести КПО-ть:

1) гос-во – см-ый субъект КПО-ти: ст. 53 К-ции РФ:

каждый имеет право на возмещение гос-вом вреда, причиненного незакон. действиями (или бездействием) органов гос.вл. или их должн. лиц (? о возмещении гос-вом вреда - не ? КПО-ти, но он свидетельствует о наличии у гос-ва деликто-сти + незакон. действия… м. отнести к ? КПО-ти);

гос-во д. нести КПО-ть во всех случаях невыполнения официально взятых на себя обязательств, если в результате этого нанесен ущерб кому бы то ни было: п.в. это относится к деятельности гос-ва по защите прав и свобод граждан (ст. 2 К-ции РФ: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обяз-ть гос-ва) = невыполнение гос-вом своих обязательств не м. не повлечь за собой опред. ЮО, вкл. и КПО-ть;

2) индивидуальные:

- необходим. предпосылки КПДелик-ти физ.лица - наличие у него рос.гражданства; достижение 18-лет.возраста; наличие у него дееспособности (признанные судом недееспособными граждане освобождаются от всякой ЮО, вкл. и КПО-ть);

в опред. случаях граждане РФ м. нести КПО-ть только, если они наделены спец. правосубъектностью (депутата, должн. лица, кавалера ордена и т.д.):

а) делик-сть депутатов представит. органов гос.вл. определена зак-вом – ФЗ «О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ» (опред-т момент возникновения и прекращения их правосубъектности, включая и деликт-ть);

б) КПделик-ть должн. лиц также опред-ся зак-вом: 1) в зак-ве сод-ся прям.указание на воз-ть применения мер КПО-ти к конкрет. должн. лицам: согласно ст. 18 ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О КС РФ» полномочия судьи КС прекращаются ввиду нарушения порядка его назначения на должность; вынесенного в отношении судьи обвинит. приговора; совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи и т.д.; 2) … косвен. указание…: согласно п. 8 ст. 9 Регламента ГД Председатель ГД, его 1 зам и др. замы м.б. освобождены от должности по решению большинства голосов от общего числа депутатов ГД; 3) КПДелик-ть некот. должн. лиц м.б. определена путем провозглашения ответственности тех органов, кот. возглавляют или в с-в кот-х входят эти лица: делик-ть Прав-ва будет распр-ся на его Председателя и министров, тк от него они получают свои полномочия =>

КПО-ть должн. лиц имеет важ. значение, поскольку способствует улучшению работы госап-та, укреплению гос.дисциплины и повышению эффек-ти деятельности руководящих работников.

3) коллективные:

- Деликт-стъ кол.субъектов КП в общ. форме закреплена в ч. 2 ст. 15 К-ции РФ применительно к органам гос. вл., органам МСУ и объединениям граждан, кот. обязаны соблюдать зак-во РФ, что говорит о наличие и КПО-ти;

- закон.органы гос.вл. несут КПО-ть п.в. перед избирателями, а также м. ее понести в процессе своей деятельности за нелегальн.действия: согласно ст. 125 К-ции РФ КС м. м. признать неконституционными ФЗ и др. НПА ГД;

- органы МСУ – аналогично: согласно ст. 73 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 6 октября 2003 г. представит. орган МСУ местного самоуправления м.б. распущен законом субъекта РФ либо ФЗ;

- исп. органы гос. вл. несут КПО-ть лишь тогда, когда они нарушают КПН, т.к. возникновение правоотношений ЮО в сфере управления, не регулируемой КПН, явл-ся реализацией админ.-прав. от-ти;

- делик-сть избиркомов опред-ся временем их существования.

 

Субъекты КП, имеющих право привлекать к КПО-ти и в в отдел. случаях - право возбуждать этот ?:

представит. органы гос-ва, Президент РФ и руководители субъектов РФ, КС РФ, конституц., уставные суды субъектов РФ, избиркомы:

согласно ч. 3 ст. 117 К-ции РФ ГД м. выразить недоверие Прав-ву РФ; ч. 2 ст. 129 – Ген. прокурор РФ освобождается от должности СФ по представлению Президента РФ; п. «в» ст. 83 – Президент принимает решение об отставке Прав-ва, п. «д» ст. 83 - освобождает от должности замов Председателя Прав-ва и федер. министров, п. «к» ст. 83 - освобождает полпредов Президента и др.; ст. 125 – КС решает ? о конституционности НПА или их отдельных положений и т.д.;ст. 18 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» решение избиркома, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящим избиркомом или судом и т.д.

ос-ть - во многих случаях субъекты, привлекающиеся к КПО-ти = субъекты, несущие эту от-ть (Президент РФ - наделен полномочиями по привлечению должн. лиц и гос. органов к КПО-ти, и сам м.б. привлечен к такой от-ти посредством отрешения от должности СФ-ии).

 

Субъекты, участвующие в возбуждении ? о привлечении к КПО-ти:

? об отрешении от должности Президента РФ согласно К-ции м.б. возбужден только на основании выдвинутого ГД обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления; ген.прокурор м.б. освобожден СФ от должности только по представлению Президента; в ст. 122 Избират. кодекса Воронеж. обл.: инициатива в проведении отзыва выборных лиц принадлежит избирателям и т.д.