Кризисы основных литературных потоков на рубеже 80-х – 90-х гг.

Происходит из-за изменений в системе государства.

1. Официозная литература: причины распада.

Этот литературный поток основывался только на идеологии, особо эстетических ценностей он не нес.

2. Военная проза: выше см.

3. Новомировское направление: был настроен против культа личности, против Сталина, защищал права человека, к 80-м гг. уже защищает западные либеральные ценности, приоритет личности над государством. В 60-е гг. это было оппозиционной идеей, а на рубеже 80 – 90 эти идеи легли в основу как раз государственной идеологии Горбачева, а затем Ельцина. Это направление из оппозиции перешло в официоз. У этого направления была разработана своя эстетика иносказания, потому что существовала цензура. Когда же цензура почти исчезла, эта поэтика потеряла всякий смысл. Стало можно говорить все прямо. А когда все говорится прямо, это уже не художественный образ, а публицистика. Новомировское направление и перешло в публицистику, а в художественном смысле не смогло сказать ничего нового.

4. Деревенская проза: в своей идеологии основывается на молодогвардейских идеях, почвеннических. Выступает против культа сытости, просвещенного мещанства, американизма духа. В 80-х-90-х эти явления не только не исчезли, но достигли вершины. Поэтому не могло стать официальным направлением. Погубила отсутствие идеала. Им было прошлое, а не будущее, писатели все острее осознавали его невозвратимость. Появлялись отдельные произведения, но таких идейно-тематических потоков больше не существовало.

Их кризис вызвал некий вакуум в литературном процессе, который тут же был заполнен «возвращенной» литературой. Это произведения, которые ранее не были доступны массовому читателю.

1 волна возвращенной литературы – период Оттепели. Тогда были напечатаны произведения некоторых классиков: Достоевский, Лесков, Бунин эмигрантского периода, стали заново издавать Есенина. Основная масса – писатели, репрессированные в 30-е гг. (Веселый, Корнилов, Бабель).

2 волна – рубеж 80-х – 90-х гг. Напечатаны были «Несвоевременные мысли» Горького, «Мы» Замятина, «Доктор Живаго» Пастернака, романы Солженицына, А. Зиновьева, эмигрантские произведения (2 и 3 волны).

Роль и место возвращенной литературы:

Место: Она двояко ориентирована: произведение написано в 1 период, а опубликовано в другой. Создается ситуация, что произведение отразило мировосприятие человека, который жил и писал раньше, а повлияло на мировосприятие современного человека. Произведение становится фактом литературы и того периода, когда оно написано, и того периода, когда оно прочитано. Логично предположить, что социальная проблематика произведения не будет уже такой актуальной, но в данном случае получается иначе: эти произведения легли на очень подготовленную почву, оказались очень ожидаемыми и были ярко восприняты.

Роль: Прежде всего – идеологическая. Это был очень мощный удар по социалистической системе, потому что почти все произведения имели в себе нечто такое, что с негативным знаком показывало социальную систему, было направлено против нее. В конце 80-х вся эта литература хлынула на читателя, это был концентрированный удар очень мощной идеологической силы. Она сыграла очень большую роль (может быть, главную) в разрушении социалистической системы. «Слово может разрушить бетон» - Солженицын. Зиновьев – «Мы целились в коммунизм, но попали в Россию» - разрушилась не только система, но и в принципе страна.

Поток возвращенной литературы был с 88 по 93-94 гг.

После этого – постмодернизм, поэтический авангард, современная антиутопия, сюрреализм, «другая» проза – неореализм – «чернуха».

К концу 90-х гг. эти современные литературные течения начали себя исчерпывать, их место стал занимать новый психологический реализм, возрождающий традиции реализма 19 в., 60-х гг. – именно критического реализма с установкой на исследование общества (Варламов, Бородин, Поляков, Иванов).

 

Лекция 12 (04.05.2012)