Деревенская проза 60-х – 80-х гг.

 

Условное название, потому что по тематике не только деревенское направление. Галина Белая предлагала назвать это течение онтологической прозой – бытийное – потому что в центре всегда вопрос именно бытийного характера. Осмысливается не столько конкретное, сколько вечное. В 90% случаях это действительно проза о деревне, поэтому прижилось именно это название. Сложился свой архетип деревни, который включает в себя:

1. образ мудрого старика / мудрой старухи, 2 вариант распространен больше.

2. образ наследника развивается в двух вариантах: образ блудного сына или дочери, образ истинного сына или дочери земли и деревни – сохраняет в себе народное миросозерцание, традиционные нравственные ценности, связь с природой и землей (большинство героев Шукшина, Михаил и Лиза Пряслины у Ф. Абрамова).

3. образ дома – осмысливается и в узком понимании (деревенская изба, участок земли), и в широком (образ России в целом) – роман Ф. Абрамова «Дом» - символический образ разрушенного дома – разрушение нравственного мира и деревни, и России вообще.

4. символика границы между своим миром и чужим – связана с образом дома. Мир деревни живет по законам природы, а мир города – по законам рынка. Этим определяется быт, образ мысли и т.п.

5. понятие лада, гармонии – это гармония в отношении человека с другим человеком, с обществом, природой, землей, это 1 из основных идеалов.

6. труд – осмысливается тоже как 1 из идеалов деревенской прозы. Это понятие прежде всего не социального, а нравственного характера. Труд не для кого-то, а как образ жизни человека.