Анимация модели
Анимация чертежей осуществляется посредством пошагового изменения какого-либо параметра, заданного переменной. Одновременно происходит перерисовка чертежа на каждом шаге.
Например, мы создадим анимацию движения шарика по синусоиде. Построение начинают с создания элементов построения. Для этого из автоменю «Построить прямую»,выбирают опцию построить две пересекающиеся прямые и узел в точке их пересечения или набирают на клавиатуре <X>.
Для построения синусоиды из падающего меню Построения выбирают команду «Функция». На запрос системы выбрать центр – указывают узел в точке пересечения построенных прямых. На запрос системы выбрать направление – задают точку на оси Х. С помощью опции <P> - параметры, задают параметры синусоиды (рис.6).
Рис.6
На экране появилась синусоида.
Затем в редакторе переменных создают переменную t – расстояние по горизонтали, на которое будет перемещаться шарик.
Далее, выбирают из панели инструментов опцию выбрать прямую, относительно которой строится новая прямая (параллельная выбранной) – <L> . Затем, с помощью опции <P> – параметры, задают положение вертикальной прямой – t. Центром шарика должна быть точка пересечения синусоиды и построенной прямой. Для этого в этой точке создают узел. Вызывают команду «N: Узел» и опцию выбрать сплайн, для создания узла – <S>, указывают мышкой на синусоиду (она должна подсветиться), а затем на прямую. В точке пересечения появится узел.
Для построения шарика вызывают команду «С: Построить окружность». Выбирают пиктограмму в автоменю <Т> – Выбрать узел в качестве центра окружности. Выбрав ЛКМ построенный узел, с помощью клавиши <P> в параметрах окружности задают радиус окружности 3 мм.
Затем вызывают команду «G: Создать изображение». В системной панели задают тип линии – CONTINUOUS. В строке подсказок появляется запрос: Выбрать начальный узел. Подводят курсор мыши к окружности (она должна подсветиться) и нажимают ЛКМ. Для построения контура используют команду «H:Штриховка». Для создания штриховки используют Режим автоматического поиска контура, предварительно настроив Параметры автоматического поиска контура. В диалоговом окне Параметры штриховки задают метод заполнения - заливка.
Закончив построения, переходят к созданию анимации.
Так как центр шарика находится в точке пересечения синусоиды и прямой перемещающейся с шагом t по горизонтали, то и шарик будет перемещаться по синусоиде с указанным шагом.
Его положение будет определяться параметром t (рис.7).
Рис.7
Для того, чтобы задать движение шарику, необходимо воспользоваться командой «AN: Анимировать модель», которая находится в падающем меню Параметры.
При входе в команду из 2D окна на экране появляется диалоговое окно параметров команды.
Параметры команды:
<Имя переменной>- t - задают имя переменной, значение которой будет изменяться.
<Начальное значение> - 0 - значение переменной, с которого начнется её изменение.
<Конечное значение> - 200 - значение переменной, при котором закончится выполнение команды.
<Шаг> -10 - число, которое будет прибавляться к значению переменной на каждом шаге анимации.
Рис.8
На рис.8 слева показано движение шарика с шагом 10, а справа с шагом 5.
<Очистка экрана> - при задании данной опции, на каждом шаге экран будет очищаться. В противном случае, изображение будет накладываться, и можно увидеть динамику движения и изменения чертежа на каждом шаге (см рис.8).
<Смена цвета> - при задании данной опции, изображение на каждом шаге будет отображаться разным цветом. Эта опция полезна, для сравнения результатов при изменении значений параметров чертежа (рис.9).
Рис.9
<Пауза> - при задании данной опции после перерисовки чертежа на каждом шаге система потребует подтверждения очередной прорисовки.
<Панель управления> - во время работы команды на экране появляется окно, в котором высвечиваются значения переменной, соответствующие ей в каждый момент времени (см. рис.9).
<Создать метафайл> - при задании данной опции, изображение, получаемое в результате анимации, будет сохранено в метафайл системы T-FLEX CAD. Его можно вывести на принтер или плоттер или включить в чертёж T-FLEX с помощью команды «IP: Создать картинку»или экспортировать в другой формат. При включенном режиме <Очистка экрана>вывод в метафайл не осуществляется.
<Сохранить отчет> - данная опции позволяет на каждом шаге записывать результат анимации в указанный файл-отчёт (его имя указывают в параметрах операции). Данный параметр доступен только при наличии в модели хотя бы одного шаблона отчёта, созданного в команде «REP: Создать отчёт».
<Создать мультимедиа файл> (рис.10)- позволяет создать файл формата *.avi и задать его параметры:
<Имя файла>
<Количество кадров в секунду>Рекомендуемая частота – 24 кадра/сек.
Рис.10
Графическая кнопка [Сжатие…]вызывает окно настройки параметров сжатия мультимедиа файла:
<Программа сжатия> - выбор программы сжатия.
<Качество сжатия> - задаёт значение качества сжатия мультимедиа файла.
<Опорный кадр> - задаёт количество кадров между опорными кадрами.
<Скорость передачи> - задаёт значение скорости передачи (КБ/сек).
Графическая кнопка [Настроить…]выводит окно диалога для ввода соответствующих настроек выбранной программы сжатия.
Для прекращения анимации во время работы нажимают <Esc>.
Команда «AN: Анимировать модель» очень необходима при создании кинематических схем. Она позволяет ещё на стадии разработки выявить все слабые места механизма.