Лекция 20. Психологические проблемы психогигиены и психопрофилактики

Во всех предыдущих лекциях постоянно акцентировалась мысль о значении психологии в возникновении, течении, лечении, исходах бо-лезни. Не менее важно знать, какие факторы участвуют в сохранении здоровья. Здоровый человек, как правило, считает свое здоровье естест-венным и само собой разумеющимся состоянием, в нерушимости кото-рого он не сомневается, пока не появляются первые признаки какого-либо недомогания.

 

Снова обратимся к определению "здоровье", данному ВОЗ (1968): "здоровье – это состояние полного физического, психического и соци-ального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". Гармония физического, психического и социального комфор-та может быть нарушена неблагоприятными изменениями в любой ука-занной сфере, но все они преломляются через личность человека, обла-дающую или не обладающую способностью преодолевать неожиданные стрессы, затруднения, внутренние конфликты. Сохранение и укрепление гармонии личности является одной из основных задач психогигиены.

Психогигиена – это наука и комплекс мероприятий (государствен-ных и индивидуальных) по обеспечению, сохранению и поддержанию психического здоровья человека. В статье 2 Устава ВОЗ отмечается не-обходимость психогигиены как деятельности, которая способствует гармоничному развитию человеческих взаимоотношений. В последние годы в качестве главного критерия психического здоровья стала рассматриваться способность к постоянному развитию и обогащению своей личности, к реализации таких фундаментальных личностных свойств, как социальность, самостоятельность и сознательность.

 

Эти свойства личности во многом реализуются при удовлетворе-нии таких глобальных, фундаментальных, социально-психологических потребностей как:

1) наличие смысла жизни на всех ее этапах (в прошлом, настоя-щем и будущем);

2) наличие уважения и самоуважения (потребность в значимости своего "Я");

3) соответствие психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости;

4) возможность и способность снятия психоэмоциональной на-пряженности (разрядки);

5) наличие чувства социально-психологической защищенности.

Степень удовлетворения социально-психологических потребно-стей может свидетельствовать о благоприятной или неблагоприятной психологической экологии.

 

Существует несколько направлений психогигиены, отражающих возрастные аспекты и виды деятельности человека. Значение психоги-гиены воспитания объясняется тем, что в процессе воспитания форми-руется или не формируется гармоничная личность, способная адекватно противостоять жизненным затруднениям.

Представим основные психогигиенические требования к семей-ному воспитанию:

1. Наличие полной и гармоничной семьи.

2. Отсутствие педагогической конфронтации со стороны взрослых.

3. Безоговорочная и бескорыстная любовь к ребенку и уважение его личности.

4. Постоянное внимание к нуждам и внутреннему миру ребенка.

5. Учет индивидуальных психических особенностей ребенка и принятие его таким, какой он есть.

6. Отсутствие завышенных требований к ребенку.

7. Разумный баланс между поощрениями и наказаниями, их соци-ально-психологическая понятность и обоснованность.

8. Изменение отношения к детям в соответствии с возрастными этапами.

9. Обеспечение чувства психической и физической защищенности.

 

Большую часть жизни человек учится под руководством педаго-гов, развивая интеллект, овладевая навыками, совершенствуя себя и от-ношения с окружающими.

Задачи обучения следующие:

· овладение необходимой суммой знаний;

· обеспечение личностного развития.

 

Школа только тогда станет "школой радости", если будут соблю-даться основные психогигиенические требования к обучению:

 

1. Достижение к началу учебы достаточного уровня школьной зрелости (20–25 % первоклассников незрелы).

2. Выбор формы обучения в соответствии со способностями и психическими особенностями ребенка.

3. Опора при обучении в младших классах на наглядно-образное мышление.

4. При составлении расписания учет дневных, недельных и годо-вых колебаний уровня работоспособности.

5. Планирование занятий в первую половину дня.

6. Уменьшение доли домашних заданий.

7. Обеспечение достаточной двигательной активности.

8. Стимулирование интереса к учебе на положительных эмоциях.

9. Неуспехи в учебе не должны быть причиной негативной оценки личности обучаемого.

 

Большое значение в жизни человека играет труд. Важно, как он относится к трудовой деятельности, что она ему в свою очередь дает. Чтобы труд стал "делом чести, доблести и геройства", приносил удовле-творение, необходимо придерживаться основных психогигиенических требований к трудовой деятельности:

 

1. Соответствие вида производственной деятельности темпера-менту, характеру, психическим особенностям человека (профориента-ция, профотбор).

2. Значимость работы и возможность самовыражения в ней.

3. Наличие положительной оценки достижений и перспективы профессионального роста.

4. Психогигиеническая совместимость по вертикали (начальник – подчиненный) и благоприятный психологический климат по горизонта-ли (сотрудники).

5. Наличие четких обязанностей, ясность целей и задач, правиль-ная организация труда.

 

Семья – основная ячейка общества. В ней человек может полу-чить моральную и эмоциональную поддержку и в ней же может быть источник психической травматизации. Психогигиена семьи и брака ба-зируется на удовлетворении потребностей ее членов. Выделяют сле-дующие функции семьи:

 

· воспитательная;

· хозяйственно-бытовая;

· эмоциональная;

· духовного общения;

· первичного социального контроля;

· сексуально-эротическая.

 

Каждая из функций способна выступать как в гармонизирующей и адаптирующей члена семьи к обществу роли, так и в дисгармонизи-рующей и дезадаптирующей его.

 

Стабильность семьи в значительной степени основывается на более или менее подходящем выборе партне-ра, во многом предотвращающем возможную семейную дисгармонию. Различают пять брачных факторов, близость по которым способствует счастливой супружеской жизни. Эти факторы следующие:

 

1) физический (человек должен внешне нравиться);

2) материальный (оправдывать финансовые ожидания партнера);

3) культурный (быть близким по интеллекту и интересам);

4) сексуальный (удовлетворять половые потребности);

5) психологический (комбинация определенных черт характера супругов, толерантность к особенностям поведения партнера, терпели-вость и сдержанность при решении конфликтов, приоритет супруже-ских взаимоотношений над отношениями с родителями, терпимое от-ношение к "зоне личных интересов" и др.).

 

В связи с постарением населения отмечается увеличение в попу-ляции доли пожилых и старых людей со своими характерологическими особенностями и возрастными проблемами (см. лекции 9 и 18).

Психогигиенический подход к старому человеку имеет свои осо-бенности. Должна учитываться замедленность его психических процес-сов. Нельзя нагружать пожилых новой информацией, тем более требо-вать овладения ей и использование в какой-либо ответственной дея-тельности. Важно подчеркивать богатый жизненный опыт стариков, просить у них мудрого совета, всем своим поведением показывать их нужность, полезность для семьи (воспитание внуков и т. д.) и общества (клубы ветеранов и др.). Рекомендуются занятия посильным трудом, поощряются любимые занятия, "хобби", контакты с ровесниками и молодежью. В поведении родственников и обслуживающих старых людей специалистов постоянно должны прослеживаться уважение, теплота, забота, такт, предупредительность. Такое поведение окружающих делает стариков сдержаннее, терпимее, добрее.

 

Как вытекает из определения психогигиены, одной из ее задач яв-ляется поддержание состояния психического здоровья. Поддержание психического здоровья невозможно без соблюдения здорового образа жизни. Он включает: рациональное питание, соблюдение оптимального психогигиенического режима труда, сна и отдыха, адекватную физиче-скую нагрузку, искоренение вредных привычек (табак, алкоголь), соз-дание психотерапевтической атмосферы в семье, на производстве и т. д. Здоровый образ жизни является основой психопрофилактики, т. е. пре-дупреждения возникновения расстройств психики. Отношение населе-ния к здоровому образу жизни, профилактике часто двоякое – с одной стороны, декларируется желание укреплять и поддерживать здоровье, а с другой – присутствует нежелание поступиться удовольствиями, кото-рые теоретически понимаются как вредные (например, переедание, лень заниматься физкультурой и др.). Для сохранения здоровья необходимо сознательное и волевое принятие здорового образа жизни.

 

Психопрофилактика делится на первичную, вторичную и третич-ную. Задачи первичной профилактики сливаются с задачами психоги-гиены. Все мероприятия, относимые к первичной профилактике, на-правлены на повышение устойчивости психики к вредным воздействи-ям. Это охрана матери, плода, новорожденного от инфекций, травм, ин-токсикаций, воспитание гармоничной личности, умеющей справиться с психотравмирующими ситуациями, здоровый образ жизни и т. д. Под вторичной профилактикой принято понимать раннее выявление рас-стройств и своевременное адекватное лечение, позволяющее стабилизи-ровать состояние и предупредить рецидив заболевания. Предупрежде-ние инвалидности при хронических заболеваниях является третичной профилактикой, а это входит в задачи реабилитации (см. лекцию 19).

 

Особое значение психопрофилактика имеет в предупреждении ши-роко распространенных невротических расстройств, сопровождающих многие заболевания и даже являющихся их причиной (психосоматиче-ские болезни). Как уже указывалось, гармоничная личность способна ра-ционально преодолеть конфликты и стрессы, дисгармоничная – реагиру-ет на ситуацию невротическими расстройствами. Психопрофилактика невротических расстройств заключается, в первую очередь, в воспита-нии гармоничной личности, устранении психотравмирующих обстоя-тельств, смягчении внутренних психологических конфликтов и тех осо-бенностей личности, которые способствуют возникновению эмоционального стресса. Устранение болезненных форм нервно-психического напряжения в реальной жизни предполагает два возможных варианта: устранение психотравмирующей ситуации, вызывающей таковое или изменение отношения к ней. Устранение психотравмирующей ситуации предполагает также две возможности: либо она объективно может быть изменена в желательном для личности направлении, либо личность "ухо-дит" из этой ситуации (например, "уход в болезнь"). Первая возможность подразумевает психотерапевтическую работу с источниками психотрав-мирующей ситуации (обычно это члены семьи, сотрудники по работе). Вторая возможность только на время снимает нервно-психическое пере-напряжение, оставляя психотравмирующей ситуацию до конца неразре-шенной. Более перспективно изменение отношения к психотравмирую-щей ситуации, которая затронула значимые для личности потребности, вызвала внутренний психологический конфликт. Это изменение отноше-ний происходит путем длительной психотерапевтической работы, на-правленной на реконструкцию и гармонизацию личности, что чрезвычайно близко к задачам психогигиенических и психопрофилактических мероприятий.

Для коррекции невротических нарушений применяются психоте-рапевтические и медикаментозные методы. К психотерапевтическим методам, помогающим снять нервно-психическое напряжение и ликви-дировать отдельные симптомы заболевания, относятся методы внушения (в ясном сознании и в гипнозе), рациональная психотерапия, поведенче-ская терапия, аутогенная тренировка, нейролингвистическое програм-мирование и др. В арсенале врачей также присутствуют широко исполь-зуемые транквилизаторы, избирательно действующие на страх, тревогу, улучшающие сон и настроение, т. е. повышающие качество жизни.