Лекция 3. Нарушения мышления и речи

Мышление – активный, творческий психический процесс позна-ния действительности при помощи абстрактных категорий, выраженных языковыми символами. В отличие от чувственной ступени познания ре-альности, оно оперирует обобщенными свойствами предметов и явле-ний окружающего мира, создавая новые, более глубокие знания.

 

Основные формы мышления – понятие, суждение, умозаключе-ние – рассматриваются формальной логикой и подчиняются ее законам. Различают последовательно развивающиеся в онтогенезе виды мышле-ния: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

В процессе общения людей, благодаря речи (письму), происходит пони-мание мыслей друг друга, передача знаний, осуществляется необходимое воздействие. Мышление каждого конкретного человека сугубо индиви-дуально и является результатом действия множества факторов: наследст-венности, воспитания, возраста, пола, профессии, болезней и др.

 

Б. В. Зейгарник (1962, 1964, 1986) выделила четыре основных на-рушения мышления:

1) операционной стороны мышления;

2) личностного компонента мышления;

3) динамики мыслительных процессов;

4) процесса саморегуляции познавательной деятельности.

 

К нарушениям операционной стороны мышления относятся сни-жение уровня обобщений и искажение процесса обобщения. Клиниче-ски это проявляется конкретностью мышления, т. е. установлением су-губо конкретных ситуационных связей между предметами и явлениями с недостатком абстрагирования (умственная отсталость, эпилепсия, ор-ганические поражения головного мозга). Искажение процесса обобще-ния представлено резонерством, при котором происходит отрыв сужде-ний человека от обычных, присущих конкретному опыту связей и они заменяются случайными, несущественными (латентными) признаками предметов или явлений. Процесс мышления представляет собой не-обоснованное теоретизирование по простым вопросам. Речь при этом становится вычурной, витиеватой (шизофрения, шизоидное расстрой-ство личности).

 

Нарушения личностного компонента мышления проявляется раз-ноплановостью, снижением критичности и саморегуляции. Происходит утрата целенаправленности мыслительного процесса.

 

Нарушения динамики мыслительных процессов представлены ла-бильностью мышления, неустойчивостью способов выполнения мысли-тельных операций, легким переходом от одного к другому (сосудистые заболевания головного мозга, маниакальные состояния) и инертностью мышления, при которой мыслительные процессы характеризуются ту-гоподвижностью, ригидностью, трудностью переключения (органиче-ские заболевания головного мозга, эпилепсия). В речи это проявляется обстоятельностью – застреванием на второстепенных деталях и персе-верациями – повторах слов, оборотов.

 

Нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельно-сти выражается в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий особенно в ситуациях неопределенности, за-труднения выбора, конфликта.

К другим клинически значимым нарушениям мышления относят-ся: замедление мышления при депрессии, ускорение мышления при маниакальных состояниях, ментизм (непроизвольный наплыв мыслей) при астеническом синдроме.

В ситуации реальной или мнимой болезни могут возникнуть на-вязчивые и даже сверхценные идеи ипохондрического содержания.

 

Ипохондрические навязчивые идеи представляют собой непроиз-вольно возникающие помимо воли мысли о наличии какого-либо серьез-ного заболевания при объективном его отсутствии и критическом пони-мании больным нелепости таких идей. Временами эти мысли исчезают, но опять появляются при усталости, напряжении, психотравмирующих ситуациях. Подобные ипохондрические мысли могут носить и сверхцен-ный характер в виде эмоционально насыщенных идей "несомненного" наличия заболевания с многократным посещением разных врачей, мно-гочисленными лабораторными и инструментальными исследованиями, не выявляющими патологии.

 

Несмотря на это, больные считают, что к ним недостаточно внимательно относятся, плохо обследуют и поэтому не могут выявить болезнь. Подобные убеждения могут вести к жалобам в вышестоящие инстанции (сутяжное поведение), о чем всегда следует помнить практическому психологу и социальному работнику.

 

Как мы видим, расстройства мышления проявляются нарушениями речи. В дополнение к вышеуказанному можно говорить о дизартрии – спотыкании на слогах, скандированной, смазанной, эксплозивной (взрывной) речи при органических заболеваниях головного мозга. Осо-бо необходимо остановиться на афазии – потере речи после нарушений мозгового кровообращения, часто встречающейся в практике социаль-ного работника, и заикании, нарушающем коммуникацию и тяжело пе-реживаемым пациентом. Восстановление таких нарушений речи требует нейропсихологических знаний и логопедических навыков.

 

К методам исследования мышления относятся: наблюдение за дея-тельностью человека в различных естественных ситуациях, особенно-стях общения с другими людьми; беседа, позволяющая выявить отно-шение к ситуации; представления клиента о собственных мыслитель-ных процессах (рефлексия); оценка собственных мыслительных воз-можностей (самооценка); изучение продуктов деятельности (дневников, писем, схем, зарисовок, приборов, строений и т. д.); экспериментально-психологические исследования (классификация предметов, исключение лишнего, толкование пословиц, пиктограммы, ассоциативный экспери-мент, установление последовательности событий и др.).

Психолог (социальный работник), работая с пациентом, должен оценить стиль его мышления, существующие нарушения, чтобы адек-ватно вести себя и проводить лечебно-реабилитационные мероприятия.