Монетаризм

 

В течение последних десятилетий макроэкономическая теория является ареной соперничества двух крупных течений экономической мысли — кейнсианства и монетаризма. Начиная с 60-х гг. XX в., многие положения кейнсианской концепции с приоритетом фискальной политики в регулировании совокупного спроса подвергались критике.

Монетаризм как течение экономической мысли раскрывает значительную роль денег в определении уровней экономической активности и цен. Виднейшим представителем теории монетаризма является нобелевский лауреат М. Фридмен, который считает, что инфляция есть исключительно денежное (монетарное) явление, обусловленное ростом денежной массы, находящейся в обращении.

Имея в качестве теоретической основы неоклассическую количественную теорию денег, монетаризм главное внимание уделяет разработке нового ее варианта, а также предложений по совершенствованию макроэкономической политики.

Термин «монетаризм» был введен в научный оборот в 1968 г. американским экономистом К. Бруннером, с тем, чтобы обозначить подход, согласно которому денежная масса является основным фактором, определяющим экономическую конъюнктуру. При более широкой трактовке монетаризм можно рассматривать не только как совокупность практических рекомендаций по решению макроэкономических проблем, выбору методов макроэкономического регулирования, но и как своего рода экономическую философию, альтернативную кейнсианству.

Взгляды монетаристов и кейнсианцев на проблемы внутренней стабильности рыночной системы и роль в этом процессе государства противоположны в своей концептуальной основе, однако данные различия не всегда четко выражены в применяемых инструментах анализа. В противовес кейнсианской концепции, согласно которой система свободного рынка без активного государственного регулирования не способна стабилизировать экономику при полной занятости и отсутствии значительной инфляции, монетаризм предполагает, что рынки в достаточной степени конкурентны для обеспечения высокой степени макроэкономической стабильности. Монетаристы считают государственное регулирование фактором, сдерживающим частную инициативу и зачастую содержащим ошибки, дестабилизирующие экономику. Государство, осуществляя фискальную и денежно-кредитную политику, вызывает ту самую нестабильность, противодействовать которой, и призваны данные мероприятия.

Как кейнсианцы, так и монетаристы основывают свой анализ на уравнениях, характеризующих движение потоков доходов и расходов в экономике. Кейнсианское тождество:

Y= C+I+G+Xn, (5.3)

 

основное внимание уделяет анализу равенства совокупных доходов и планируемых совокупных расходов, которое определяет макроэкономическое равновесие.

В монетаризме важнейшим является уравнение денежного обмена:

M × V = P ×Y(5.4)

 

Его левая часть представляет собой величину расходов потребителей (совокупные расходы), правая — общую выручку продавцов от реализации товаров (совокупные доходы).

Таким образом, кейнсианское и монетаристское уравнения отражают одни и те же макроэкономические процессы, но при существовании принципиальных разногласий по поводу того, какая из двух концепций делает это адекватнее.

Основное расхождение между монетаристами и кейнсианцами заключается в ответе на вопрос: стабильна ли скорость обращения денег в экономике? Согласно классической теории, скорость обращения денег определяется техническими и институциональными факторами — уровнем развития банковской системы, сложившимися привычками индивидов и т.д. Поэтому она стабильна в том смысле, что не зависит от количества денег, находящихся в обращении. Изменение их предложения приводит лишь к изменению уровня цен (принцип «нейтральности» денег), но не влияет ни на объемы национального выпуска, ни на скорость обращения денег. Влияние предложения денег на величину ставки банковского процента непредсказуемо.

Монетаристы также считают скорость обращения денег стабильной, так как ее колебания невелики и их можно предсказать, поскольку факторы, от которых зависит скорость обращения денег в экономике, изменяются постепенно. В качестве доказательства этой стабильности монетаристы отмечают стабильность отношения между номинальным объемом национального производства и денежной массой. По их мнению, спрос на деньги не зависит от их предложения, а определяется уровнем номинального объема выпуска. Рынок в процессе установления денежного равновесия приводит к равенству величины спроса на деньги и их предложения, что обеспечивает стабильность соотношения денежной массы и номинального объема выпуска:

V = (5.5)

Стабильность скорости обращения денег означает, что предложение денег является важнейшим фактором, определяющим номинальный объем национального производства, уровень цен и занятости. Следовательно, с монетаристских позиций, денежно-кредитная политика государства является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования. Значение же фискальной политики как средства стабилизации экономики и перераспределения ресурсов оценивается монетаристами невысоко. Для кейнсианцев, напротив, основным фактором, определяющим реальный объем выпуска, уровни занятости и цен, являются совокупные расходы, компоненты которых определяются множеством переменных и прямо не зависят от предложения денег.

Денежно-кредитная политика, по мнению монетаристов, в краткосрочном периоде может влиять на реальный уровень национального производства и занятости, но в долгосрочном периоде воздействует лишь на уровень цен, поэтому центральный банк должен стабилизировать не величину ставки процента (это ошибочная цель), а темпы роста денежного предложения. Экономическая нестабильность порождается скорее неправильной денежно-кредитной политикой, нежели внутренней нестабильностью рыночной системы.

Если у кейнсианцев воздействие изменений денежного предложения на динамику выпуска и занятости осуществляется только через изменение ставки процента (что в свою очередь влияет на уровень инвестиций частных фирм), то у монетаристов изменение денежной массы прямо воздействует на денежную величину национального выпуска, трансформируясь в рост цен, а частично (в краткосрочном периоде) — в рост реального совокупного дохода. Но такая взаимосвязь, безусловно, предполагает стабильность скорости обращения денег.

Государственное вмешательство в экономику, по мнению монетаристов, во многих случаях неизбежно, но оно должно создавать условия для свободного и стабильного функционирования рыночных механизмов на основе проведения рациональной долгосрочной макроэкономической политики.

В монетаристской концепции денежно-кредитная политика является «грозным оружием», поскольку определяет уровень экономической активности в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. Поэтому монетаристы выступают за законодательное установление монетарного правила, согласно которому ежегодный темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема национального производства. Другими словами, если в среднем за год прирост валового национального продукта в реальном выражении составит 3—5 %, то и денежная масса в экономике (предложение денег) должна увеличиться в указанных пределах. Меньший ее прирост приведет к нехватке денег, а возмож­но, к дефляции и возникновению безработицы; больший — вызовет инфляцию. Законодательное установление монетарного правила устранит причины нестабильности в экономике, тенденции к спаду или инфляции будут носить временный (краткосрочный) характер.

Монетаристы считают, что основная причина смещения кривой совокупного спроса — изменение количества денег в обращении. Поскольку кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде является почти вертикальной (что соответствует состоянию экономики, близкому к полной занятости), то изменение совокупного спроса окажет влияние преимущественно на уровень цен Р и слабо отразится на реальном объеме национального производства Y.

Монетарное правило связывает увеличение денежной массы с ростом реального объема выпуска. Повышение совокупного спроса должно соответствовать увеличению совокупного предложения благодаря чему средний уровень цен не изменится.

Монетаристы отвергают фискальную политику как средство макроэкономической стабилизации. Ее безрезультативность они связывают с эффектом вытеснения (замещения) частных инвестиций государственными. Когда правительство в период экономического спада идет на бюджетный дефицит, а величина денежной массы в обращении не изменяется, государственные займы приводят к росту спроса на деньги и, соответственно, росту процентной ставки, что негативно сказывается на объеме частных инвестиций — он уменьшается. (Кейнсианцы не отрицают существования эффекта вытеснения, но считают его незначительным.) Когда же бюджетный дефицит покрывается выпуском новых денег, эффект вытеснения не наблюдается, но в этом случае рост экономической активности есть результат не фискальной, а денежно-кредитной политики. Но и активная денежно-кредитная политика монетаристами, как показано выше, не приветствуется, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, они указывают на существование временного лага, с которым связана неопределенность периода влияния мер денежно-кредитного регулирования на экономику (от шести-восьми месяцев до двух лет). Соответственно, когда эти меры начнут действовать, возможно, ситуация в экономике будет уже иной и предпринятые ранее усилия только усугубят макроэкономическую нестабильность. И, во-вторых, процентная ставка, на регулирование которой направлена денежно-кредитная политика, полагается монетаристами ошибочной целью.