Что такое синтез искусств?

Тема 1

Контрольные вопросы и задания

1.Что относится к денежным средствам организации?

2.Назовите основной нормативный документ, регулирующий ведение кассовых операций.

3.Что понимается под лимитом кассы?

4. Какими документами оформляются кассовые операции?

5. Всегда ли обязательна на расходных кассовых ордерах подпись руководителя?

6. Как открыть расчетный счет в банке?

7.Какими формами безналичных расчетов оформляются платежи по банковским счетам?

8.Для каких расчетов применяется счет 55 «Специальные счета в банках»?

9.Какова очередность списания денежных средств с расчетного счета?

10.Какими документами оформляются операции инкассации?

11. Какие субсчета могут быть открыты к счету 50 «Касса»?

12. Какими документами оформляются операции предприятия по сдаче денег в банк и получение наличных денежных средств со счета в банке?


 

Синтез искусств – единство художественных средств и образных элементов различных видов искусств (2 часа)

 

Лекция 1

 

Определение синтеза искусств:

От греч.sýnthesis – органичное соединение разных искусств или видов искусств в некое художественное целое, которое эстетически организовывает материальную и духовную среду бытия человека. Подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Оказывает на человека многостороннее эмоциональное воздействие.

 

Повторяющийся в истории феномен:

  • Первобытность (ритуалы поклонения и жертвоприношения)
  • Древний Египет (погребальный комплекс)
  • Древняя Греция (празднества в святилищах: ритуальные шествия с дарами, игры, состязания)
  • Древний Рим (комплекс триумфальных действий)
  • Восточно- и западно-христианское Средневековье (храмовое действо: православная литургия, католическая месса в церквях и соборах)
  • Ренессанс (свадьба, празднества, приемы, маскарады, театрализованные представления во дворцах и палаццо)
  • Новое время (театральная культура, придворный церемониал, массовые действа в эпоху Великой французской революции, военные парады эпохи Фридриха Великого, Наполеона и Павла 1)
  • «Галантный театр жизни» эпохи рококо (требования красоты и комфорта в повседневной жизни)
  • Советское время (массовые действа: праздничные демонстрации, спортивные праздники).

 

Происхождение синтетических форм искусства связывают с синкретизмом первобытной культуры.

 

Синтез искусств связан с ритуальной культурой и культурой власти, а также духовными представлениями людей.

 

Предполагает непременное участие человека (живого или мертвого) и действенные (поведенческие)формы проявления.

 

Имеет коллективные формы выражения (более или менее многочисленный состав – от населения города до резидентов и гостей частного жилища)

 

Реализуется через массовое коллективное действие ритуального или сакрально-символического характера, выводящее участников на новый уровень бытия и сознания, отличный от повседневной жизни.

 

Эмоционально очень насыщенные переживания эстетического или духовного характера:

 

Чувство эйфории, гармонии Бытия, радости, подъема душевных сил, одухотворения, укрепления связей между людьми (чувство человеческого единения (каждого с каждым и со всеми вместе), «соборности»), социальной гармонии, единодушия («все в едином порыве»), гармонии с природой и Космосом, всей окружающей человека действительности.

 

Снятие различий и противоречий между людьми, человеком и миром, между реальностью и идеалом (вымыслом), искусством и жизнью. Мифологизация действительности. Чувство присутствия Бога и его растворения в каждой мельчайшей частичке мироздания.

 

Противоречие это составляет одновременно и проклятие, и благословение человека; оно обусловлено спецификой его существования как порождения природы, существа биологического, чье существование обусловлено средой обитания, и как социального субъекта, творящего самостоятельно свою историю, наделенного способностью изменять условия своего существования посредством создания искусственной среды жизнедеятельности, мира культуры. И творец, и творение.

Сознание себя частью природного сообщества и в то же время чем-то отличным от него – основная драма человеческой жизни.

Т.о. устранение этого противоречия в эстетическом переживании единства с миром обусловливает появление синтетических форм искусства и творчества как креативной (художественной) деятельности в целом.

 

 

Чувство абсолютной всеобщей гармонии Бытия (человека с самим собой, другими людьми, с социумом, природой, Вселенной) великого и малого, взаимопроникновение энергий и стихий, растворения индивидуального «я» в коллективном «мы», блаженства.

 

Потребность в синтезе возникает периодически в эпохи потрясений и крушений устойчивых представлений о мире

 

Задача синтеза – восстановить утраченную гармонию, душевное равновесие, духовные ориентиры и запечатлеть новую (обновленную, изменившуюся) коллективную Картину (Модель) мира, соответствующую уже существующим представлениям людей и/или искусственно навязываемую им по идеологическим соображениям властью духовной или светской (политической, экономической и т.д.).

 

Участие различных видов искусств обеспечивает формирование наглядно явленной и при этом искусственно созданной человеком Картины (Модели) мира, которая воспринимается им же сенсорно (на уровне различных органов чувств, участвующих в восприятии). Это позволяет трактовать такую искусственно созданную реальность как объективную данность, уже созданную, существующую объективно и данную в ощущениях, т.е. воспринимаемую подсознательно, на инстинктивном, дологическом (эмоциональном) уровне.

 

Это придает ей подлинность живого факта и создает ощущение «личного знакомства» и крепкого контакта с нею, веры в нее как в объективный факт бытия и абсолютную истину. Ее рукотворное, культурное происхождение как порождения человеческого творческого духа, искусственный объект, плод фантазии опускается.

 

Синтез искусств – есть прямой путь к мифологизации действительности посредством искусства (образной реальности), в чем собственно и состоит его главная цель и основная задача.

 

Т.о. природа синтеза искусств коренится в самом существе человека и его способности и потребности к творчеству, т.е. к выходу за пределы собственного «я».

 

Цель синтеза искусств – поиски выхода за пределы искусства (зоны эстетического) как собственно художественной реальности и слияние с эмпирической действительностью (реальной жизнью). Создание вымышленного, гармонизированного и упорядоченного средствами искусства «бытия», в мир художественной фантазии (социальной утопии, религиозно-мистического экстаза и т.д.), которое воспринимается (или должно по замыслу создателей восприниматься) некритично, «на веру», как объективно существующая реальность.

 

Т.е. подмена истинного вымышленным, поиски иллюзии, того, чего нет в окружающей жизни, но потребность в чем остро ощущается в связи с нестабильностью, кризисной ситуацией, нарушением привычного порядка или связей и т.д.

 

Различным видам искусства предоставляется функция обеспечения достоверности и подлинности таких ощущений у зрителя (потребителя, участника) через создание особой художественной среды, построения идеального пространственно-временного континуума, художественного топоса, в котором пространство, время и сам человек соединены воедино в гармоничном переживании гармонии Бытия.

 

Типы синтеза:

  1. Синкретичность (нерасчлененность, слитность) первобытной культуры на основе магии, искусства, производственной деятельности, единства с природой
  2. Синтез отдельных, художественно полноценных, автономных по сути и независимо существующих видов искусств, как правило, статических, или пространственно-пластических на основе архитектуры и времени (Капелла Медичи Микельанджело – архитектурно-скульптурный, росписи ватиканских Станц Рафаэлем – архитектурно-живописный);
  3. Синтез как результат слияния и взаимодействия различных составляющих внутри особых видов искусств - синтетических по своей природе (различные виды театра, кино, ТВ, эстрада, цирк) – в отличие от предыдущего вида синтеза здесь различные искусства соединены по принципу синэстезии, не могут существовать отдельно, каждый по себе (например, театральный спектакль – органичное соединение, сплав драматургии, сценографически оформленного пространства, декораций, музыки, пластики, игры актеров, искусства режиссуры, костюмов, грима, бутафории и реквизита);
  4. Перевод произведения одного вида искусства на язык другого (например, «Тихий Дон» - роман, удостоенный Нобелевской премии по литературе, и несколько вариантов его экранизации, телеспектакль, опера и др.) – часто используется в целях репродуцирования и популяризации (литературного) произведения для использования в средствах массовой информации;
  5. Синтез в виртуальных практиках (искусственно смоделированной реальности) - ….

 

Классификация искусств (в зависимости от характера восприятия определенными органами чувств):

Пространственные (архитектура, скульптура, живопись, графика, дпи);

Временные (музыка, танец, пантомима)

Статичные

Динамичные

Простые – синтетические (театр)

Рукотворные – техницизированные (фото, кино, видео, цифровое искуство)

Дизайн – универсальная комплексная система средового проектирования. Амбиции по социальному, материальному и духовному переустройству мира.

 

Синтез искусств имеет мифопоэтическую природу; он направлен на созидание особой (гармоничной, упорядоченной, духовной, возвышенной и т.д.) реальности для существования человека.

 

Предусматривает присутствие и органичное включение человека в продукт синтетической деятельности (например, ренессансная вилла гуманиста; участники советской демонстрации или прусского военного парада эпохи Фридриха Великого).

 

Подразумевает снятие противоречий, наглядную (чувственно воспринимаемую, иллюзорную) взаимосвязь между эмпирической реальностью и художественным пространством, их объединение и гармонию для преобразования жизни на духовной, эстетической или духовно-эстетической основе.

 

Теоретические обосновании потребности в с.и. – школа йенских романтиков (Германия, середина Х1Х в, Англия конец Х1Х в.) – Г. Земпер, Р. Вагнер, У. Моррис

 

Первый искусственно созданный синтез – стиль жизни в буржуазных особняках эпохи модерна (рубеж Х1Х-ХХ вв.) - О. Вагнер, А. Ван де Вельде, Ф. Шехтель и др. Комплексный подход к проектированию объектов (и людей).

 

 

История

Теория

Практика

Задачи

Основные принципы взаимодействия

Приемы