Понятие CIO-менеджмента.

 

Роль информации в жизни общества огромна. Упорядоченную, доступную и активно используемую информацию оценивают как ресурс наряду с финансовыми, интеллектуальными, энергетическими и материальными ресурсами.

Объем информационной продукции сегодня превышает 1 трлн. долл. и превосходит объем рынка природных ресурсов.

Число информационных работников в США становится доминирующим и в настоящее время составляет вместе с работниками сферы обслуживания приблизительно 90% всех работающих.

Масштабы работ и затрат, которыми характеризуется информатизация различных сфер жизни общества, и значение, которое приобрели информационные ресурсы, острейшим образом поставили проблему повышения эффективности информационных систем.

Одним из самых мощных факторов, стимулирующих создание все более мощных и эффективных информационных систем, является также конкуренция, поскольку именно оперативная и полная информация дает преимущество перед конкурентами, а невнимание к качеству и эффективности ИС обязательно ведет к потере позиций фирмой и в конце концов к ее поражению.

В связи с этим становится очевидной необходимость обеспечения эффективного управления CIO– менеджмента – на всех этапах их жизненного цикла.

Понятие CIO-менеджмент (информационный менеджмент) как самостоятельное появилось в экономической информатике совсем недавно – в конце 70-х гг., когда возникла необходимость повышения эффективности при принятии ответственных решений в сфере информатизации.

В американской литературе понятие «информационный менеджмент» используется для обозначения комплекса задач управления, связанных с информационными системами включает как внутренние задачи управления в среде ИС, так и вопросы ее использования для решения разнообразных задач в сфере основной деятельности предприятия, фирмы.

Среди немецких специалистов этот термин используется в качестве общего понятия, обозначающего весь комплекс задач менеджмента в сфере обработки информации, т.е. в сфере создания и использования информационных ресурсов.

CIO-менеджмент– это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в последние годы и все более приобретающая специфические особенности.

Информационная система, по существу, является производством, выпускающим определенную продукцию. Информация как основная производственная материя, имеющая явные особенности, ИТ как совокупность специфических этапов, информационная система как среда приложения менеджмента, – все это имеет существенную специфику, отличающую информационный менеджмент от менеджмента в других сферах.

Сфера CIO-менеджмента – совокупность всех задач управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в целом на основе данной информации.

CIO–менеджмент представляет собой круг задач управления, производственного и технологического характера, решение которых обеспечивает достижение целей организации в основной ее деятельности за счет эффективного согласованного управления как элементами, процессами и ресурсами собственно информационной системы, так и другими элементами, процессами и ресурсами предприятия.

Поле приложения CIO-менеджмента – все этапы жизненного цикла информационной системы (создание – внедрение – поддержка).

Задачи CIO-менеджмента – управление информационной системой (ИС) на всех этапах ее жизненного цикла, ее стратегическое развитие, маркетинг.

CIO-менеджмент является актуальным видом деятельности для любой фирмы – и производителя, и потребителя ИС.