Методы стимулирования поведения и деятельности, их характеристика.

 

План:

 

1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».

2. Методы стимулирования поведения и деятельности.

 

1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности.

Методы зависят от цели и содержания воспитания, они на­правлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости кол­лектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива.

Прием воспитания — отдельный элемент метода.

Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся.

Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произ­ведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодея­тельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответст­вующих воспитательных задач.

Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.

Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологи­ческими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребен­ка определенного возраста.

На практике методы воспитания выступают в довольно слож­ном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель

ü применяет различные приемы и методы воздействия,

ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитан­ности детей, характер педагогических ситуаций, которые тре­буют тех или иных решений в интересах как отдельных уча­щихся, так и класса в целом.

 

Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы:

· Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример)

· Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование)

· Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва»)

· Методы самовоспитания

 

2.Методы стимулирования

1. Поощрение

2. Наказание

3. Корректировка

4. Соревнование

5. Постановка перспективы

6. Метод «взрыва»

 

1. Поощрение — такое педагогическое воздействие на ребенка, когда воспитатель выражает положительную оценку поступков, поведения отдельного ученика (или коллектива). В школе наиболее распространенными видами поощрений яв­ляются

ü похвала,

ü благодарность,

ü различные виды наград.

Поощрение окажет большое воспитательное воздействие на де­тей, если учитель учтет при оценке их деятельности не только результат, но и пути, способы, при помощи которых ученики достигли этих результатов.

В использовании поощрений важно учитывать особенности ха­рактера ученика. В поощрении особенно нуждаются дети не­смелые, неуверенные. Положительная оценка труда, поведе­ния, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает на новую ступень нравственного развития.

Поощрение направлено на совершенствование ребенка. Формы подобного воздействия должны быть максимально под­вижными, динамичными, чтобы вызвать у детей стремление руководствоваться высокими нравственными мотивами.

2. Наказание — мера воздействия на воспитанников или детский коллектив, совершивших тот или иной проступок. Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво:

ü сторонники авторитарной педагогики выступали за широкое применение наказаний, включая телесные; они считали наказа­ние не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми;

ü последователи теории свободного воспитания отвергали любые наказания.

А.С. Макаренко утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, вос­питывает чувство ответственности, закаляет волю, человече­ское достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодо­левать их.

Среди педагогов-практиков и в настоящее время нет полного единодушия в отношении к наказанию.

В школе наказание может принимать формы

ü словесного осуждения (замечание, порицание, предложение встать у парты, у доски, вызов для внушения на педагоги­ческий совет, выговор в приказе директора);

ü естественных последствий;

ü ограничения в правах;

ü изменения отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Такое наказание целесообразно в том случае, когда ученик дорожит хорошими отношениями с вос­питателем и своими товарищами.

Не рекомендуется наказывать учащихся трудом.

Умелое применение наказаний возможно при соблюдении

учителем следующих педагогических требований к ним:

ü наказание не должно причинять физическое страдание;

ü оно имеет смысл в том случае, если наказуемый понимает, что он нарушил интересы коллектива;

ü наказание накладывается в том случае, если ученик сознатель­но нарушает требования коллектива;

ü наказание может в некоторых случаях отменяться;

ü наказание должно воспитывать — это значит, что оно сопро­вождается и другими мерами воздействия: разъяснением, из­менением режима и т.д.

3.Младший школьник особенно нуждается в корректировке его поступков и действий. Эта корректировка может проводиться путем одобрения илипорицания. Характер одобрения и пори­цания может быть разный и зависит от индивидуальных осо­бенностей детей и педагогической ситуации.

4. Соревнование содействует развитию творческих сил и повыше­нию активности учащихся в различных видах деятельности (труде, общественной работе) и предполагает равнение на пе­редовых, помощь отстающим и на этой основе достижение бо­лее высоких показателей своей работы.

Соревнование может быть индивидуальным и коллективным. Условия действенности соревнования:

ü вызвать у детей желание принимать в нем участие,

ü умело настроить детей на участие в соревновании;

ü перед соревнующимися должны выдвигаться все новые привлекательные цели,

ü условия должны быть доступными,

ü оформление соревнования — красочным.

Действенность соревнования повышается, если его итоги ре­гулярно подводятся.

5. Стимулирует деятельность ребенка постановка перспективы, которая создает настроение радостного ожидания, способствует напряжению всех сил для достижения поставленной цели.
Постановка перспективы нужна как для развития каждого ребенка, так и для коллектива.

Широко использовал в практике своей работы перспективу А.С. Макаренко, считая, что коллектив нужно обязательно стимулировать ожиданием завтрашней радости, так как оно побуждает к напряжению сил в борьбе за перспективу, создает настроение ожидания чего-то радостного и значительного.

6. К группе методов стимулирования относится также метод "взрыва", которым А.С. Макаренко называл доведение конфликта до последнего предела.

Суть метода "взрыва" состоит в том, чтобы по-иному довести до сознания ребенка его положение в коллективе, дать ему остро почувствовать, что коллектив им недоволен. "Взрыв" должен заставить ребенка пережить это состояние в коллекти­ве и возбудить потребность стать лучше, принять требование коллектива.

"Взрыв" не обязательно предполагает гнев и выражение недо­вольства. Но его применение должно сопровождаться

ü неожиданностью,

ü внезапностью воздействия,

ü сильным эмоциональным впечатлением.

А.С. Макаренко убедительно показал эффективность этого ме­тода при условии высочайшей осторожности и педагогического мастерства.