Методыформирования поведениявоспитанников, их характеристика.

План:

 

1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».

2. Методы формирования поведения.

 

1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности.

Методы зависят от цели и содержания воспитания, они на­правлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости кол­лектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива.

Прием воспитания — отдельный элемент метода.

Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся.

Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произ­ведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодея­тельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответст­вующих воспитательных задач.

Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.

Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологи­ческими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребен­ка определенного возраста.

На практике методы воспитания выступают в довольно слож­ном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель

ü применяет различные приемы и методы воздействия,

ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитан­ности детей, характер педагогических ситуаций, которые тре­буют тех или иных решений в интересах как отдельных уча­щихся, так и класса в целом.

 

Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы:

· Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример)

· Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование)

· Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва»)

· Методы самовоспитания

 

2.Методы формирования поведения

 

1.Упражнение и приучение

2. Режим дня

3. Педагогические ситуации

4. Система поручений

5. Требование

1. Упражнение — это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей в соответствии принятыми в обществе нормами и правилами.

Упражнение включает в себя многократное повторение опре­деленных действий и поступков. Упражнение не следует пони­мать только как механическое повторение одних и тех же дей­ствий, хотя без него нельзя выработать привычку. Упражнение для ребенка — сознательный, творческий процесс. В результате упражнений вырабатываются умения и навыки, привычки, но­вые знания, развиваются умственные способности. Для того чтобы сформировать прочные навыки и привычки учитель в организации упражнений придерживается следую­щих правил:

ü учащиеся должны понимать сущность и значение того качест­ва, которое мы хотим воспитать;

ü знать, что следует сделать и как делать;

ü для выработки навыков и привычек требуется определенное время, которое зависит от индивидуально-типологических осо­бенностей детей.

Приучение состоит из ряда последовательных действий, кото­рые должен усвоить ученик:

ü показ, как выполняется то или иное действие (убрать со стола, дежурить в классе),

ü закрепление правильных действий под непосредственным на­блюдением учителя или родителей.

2. Режим дня — порядок чередования различных видов деятельности и отдыха. Устанавливается с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детей.
Предусматривает

ü определенную продолжительность учебных и неучебных заня­тий, сна и отдыха,

ü регулярные приемы пищи,

ü выполнение правил личной гигиены.

Здоровый режим дня школьника повышает работоспособность, благоприятно сказывается на успеваемости, пробуждает инте­рес к творческой деятельности, обеспечивает нормальное фи­зическое развитие детей.

Особо важное значение режим имеет для младшего школьника, так как у него еще недостаточно сформированы организован­ность, дисциплина, воля и настойчивость. Режим дня в школе и семье, четкое распределение видов деятельности по времени заставляют учащихся повторять и закреплять положительные действия и поступки, управлять своими желаниями.

3. Функцию упражнения и приучения выполняют и специально организованные педагогические ситуации, в которых проявляют себя учащиеся.

Наиболее эффективны для младших школьников игровые си­туации.

Создание специальных ситуаций будет эффективным, когда "учитель четко поставит цель, расчленит ее на операции и спланирует отдельные действия и их исполнение. Игровые ситуации помогают выработать навыки и привычки дисциплины, культуры поведения, приучает его жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к конкрет­ным делам в классе, в школе, в обществе.

4. Важную роль в организации воспитательной работы играет система поручений.

Педагогу необходимо соблюдать определенные условия в про­цессе организации поручений:

ü ученики должны знать об общественной значимости пору­чений, понимать важность и необходимость тех дел, которые поручает им коллектив;

ü поручения следует давать в соответствии с интересами, склон­ностями и возможностями каждого ребенка;

ü нельзя ограничиваться только распределением поручений — надо научить каждого учащегося их выполнять.

5. Требование — один из основных методов педагогического влияния. Исследователи разработали целую систему требований учителя к учащимся:

ü прямое непосредственное требование;

ü косвенное требование.

ü Виды косвенных требований:

ü требование-совет;

ü требование в игровом оформлении;

ü требование доверием;

ü требование выражением недоверия;

ü требование-просьба;

ü требование-намек;

ü требование-одобрение;

ü требование-осуждение;

ü условное требование.

Эффективность предъявляемых требований зависит также от того, насколько учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ситуацию, в которой он оказался, цель, которой добивается учитель, и др.

 

 

Лекция 5