Методы формирования сознания личности, их характеристика.
План:
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».
2. Методы формирования сознания.
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности.
Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости коллектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива.
Прием воспитания — отдельный элемент метода.
Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.
Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся.
Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодеятельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответствующих воспитательных задач.
Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.
Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологическими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.
На практике методы воспитания выступают в довольно сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель
ü применяет различные приемы и методы воздействия,
ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитанности детей, характер педагогических ситуаций, которые требуют тех или иных решений в интересах как отдельных учащихся, так и класса в целом.
Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы:
· Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример)
· Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование)
· Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва»)
· Методы самовоспитания
2.Методы формирования сознания
К группе методов формирования сознания относятся методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся.
Сущность этой группы методов состоит в том, что посредством их до сознания ребенка доводятся те требования, которые общество предъявляет к подрастающему поколению.
Разъяснение — наиболее распространенный метод убеждения
школьников.
Цель разъяснения:
ü раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, явлений,
ü помочь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.
Рассказ и беседа всегда были и остаются методом нравственно-
го формирования личности ребенка.
Выбор темы для рассказа определяется ее актуальностью для класса, уверенностью в том, что она вызовет у детей нравственное доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию.
Беседы могут быть посвящены самой разной тематике:
ü этические (о нормах поведения человека в обществе),
ü эстетические (о красоте окружающих явлений, человеческих отношений и поступков),
ü политические (о внутренней жизни нашего государства и за рубежом),
ü познавательные (о космосе, о жизни животных и другие темы, расширяющие круг знаний учащихся).
Во время беседы учащиеся являются активными участниками обсуждаемых событий, а не пассивными слушателями. В беседе учитель опирается на чувственный опыт детей, на их конкретные знания. Чтобы проводимые беседы были актуальными для детей, необходимо учитывать личную значимость выбранной для беседы темы; отбирать новые, неизвестные факты и события; постановкой вопросов вызывать интерес у участников беседы, заставлять их думать, анализировать свои знания по данному вопросу и свой жизненный опыт; спорить, выяснять истину с помощью учителя и т.д.
Младший школьник в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых им людей.
Склонность к подражанию объясняется тем, что у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Его активность носит подражательный характер. Склонность детей и подростков к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров. К.Д. Ушинский писал, что в воспитаний нельзя ограничиться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.
Лекция 4