Типы и структура уроков.

Лекция 12

 

План:

1. Урок как основная форма организации процесса обучения.

2. Типы и структура уроков.

 

1. Урок как основная форма организации процесса обучения.

 

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

2. Типы и структура уроков

Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).

Выделяются следующие типы уроков:

ü изучения новых знаний;

ü формирования новых умений;

ü обобщения и систематизации изученного;

ü контроля и коррекции знаний, умений;

ü практического применения знаний, умений;

ü комбинированные (смешанные).

Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообще­ния (изучения) новых знаний — это такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.

На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоя­тельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других — проводится самостоятельная работа уча­щихся под руководством учителя, в третьих - практикуется и то и другое.

На уроках формирования новых умений учитель проводит специальную работу по осуществлению принципа прочности усвоения уча­щимися учебного материала.

Урок обобщения и систематизации изученного проводится с целью оптимизации и закреп­ления знаний по пройденной теме или разделу учебного пред­мета. Такой урок особенно важен в период итогового повторе­ния, во время подготовки к экзаменам.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений позво­ляют учителю выявить уровень обученности учащихся в опреде­ленной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, уме­ний и навыков по данной теме. Проверка может осуществлять­ся как в устной, так и в письменной форме.

Уроки практического применения знаний, умений предназначены для организации практической деятельности детей.

В практике работы школы наибольшее распространение получили уроки, на которых решается несколько дидактических задач. Такой тип урока называется комбинированнымили смешанным.

Кроме перечисленных типов урока в практике школы применяются также интегрированные и нестандартные уроки

Интегрированный урок (от лат."полный", "целостный") - это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал не­скольких предметов.

Такой урок способствует информационному обогащению со­держания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с раз­личных сторон познавать явление или предмет изучения.

Нестандартный урокэто импровизированное учебное заня­тие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Например: "уроки - деловые игры", "Уроки - аукционы", "Уроки — конкурсы" и т.п.

 

В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура.

Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Общими элементамиявляются:

✓ организация начала урока;

✓ проверка усвоения изученного материала;

✓ подготовительная работа к изучению нового;

✓ постановка цели и задач урока;

✓ объяснение нового материала;

✓ закрепление;

✓ повторение;

✓ подведение итогов урока;

✓ учебное домашнее задание.

Соответствующий данному перечню тип урока носит название комбинированного, или смешанного.

Каждый из перечисленных структурных элементов урока преследует свои задачи.

Организация начала урока занимает обычно от одной до не­скольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающей стороной и заключается в соблюдении по­следовательности запланированных звеньев учебно-воспита­тельного процесса на уроке.

Проверка усвоения изученного материала (обычно домашнего за­дания) -традиционно сложившаяся часть урока, смысл кото­рой состоит как в проверке и контроле,так и в подготовкек изучению нового материала.

Прежде всего учитель сосредоточивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполне­ния домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили зада­ние, какие были трудности.

Учителю важно понять типичныеошибки, а также индивиду­альные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков.

Постановка цели и задач урока: уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, си­стематичность и последовательность действий учителя и уча­щихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока.

Постанов­ка целей и задач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебной деятельности и имеет большое воспи­тательное воздействие.

Объяснение,научное изложение содержания учебного материа­ла — важная часть в структуре урока. Доступная логика науч­ных доказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимания и ус­воения учащимися нового материала.

Объяснение может включаться в другие части урока, напри­мер, в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила.

Закреплениекак система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем но­вого материала как часть урока или как самостоятельный урок.

В процессе закрепленияосновное внимание уделяется узловым моментам учебного материала, связи теоретических положений с практической деятельностью, процессу формирования опре­деленных учебных умений и навыков.

Происходят систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность проявляется в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий.

Подведение итогов урока — это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминанииглавных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретиче­ских положений с упражнениями.

Сообщение домашнего задания,данный этап предназначен для разъяснения основных идей и способов выполнения домашнего задания.