АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

КТ В ОБРАЗОВАНИИ

Наука и образование имеют много одинаковых задач. Это касается ин­формационного обеспечения, применения математических и интеллектуаль­но-логических методов решения задач, оформления результатов, управления учебным процессом и т.д. Естественно, здесь применимы используемые в НИ соответствующие элементы КТ.

Основным объектом в системе образования является обучаемый. При этом основная задача образования заключается в предоставлении ему необ­ходимой информации по изучаемой дисциплине, обеспечении её запомина­ния и выработке умения использовать знания на практике.

КТ применительно к обучаемому дополнительно реализуется в следую­щих типах автоматизированных обучающих систем (АОС):

1. Информационно-справочные, обеспечивающие изучение материала и консультации. Данные системы могут быть полнотекстовыми, документаль­ными, фактографическими.

2. Генерирующие для адаптивного обучения под управлением системы.

3. Гипертекстовые для формирования знаний под управлением пользо­вателя.

4. Инструктивные, обеспечивающие отработку навыков (тренаж, дело­вые игры и т.п.).

5. Экспертные, используемые для контроля знаний и самотестирования.

Концептуальными основами для создания АОС являются адаптивные алгоритмы обучения по заранее определенным схемам и методы искусствен­ного интеллекта для управления учебными процедурами.

Для преподавателей КТ в образовании могут быть применимы для ре­шения следующих вопросов:

1. Подготовка лекционного материала, электронных учебников.

2. Создание информационно-методического обеспечения по изучаемым курсам.

3. Подготовка демонстрационных средств поддержки проведения заня­тий.

4. Автоматизация проверки знаний обучаемых.

5. Сбор и анализ статистики для совершенствования обучения.
АОС создаются или прямым программированием или с использованием инструментальных средств: ЭТ, средства подготовки презентаций (Power Point), конструкторов электронных учебных пособий (EasyHelp) и т.п.

АОС довольно многочисленны и к их числу можно отнести как про­стейшие средства изучения курсов дисциплин, справочные системы про­грамм, демонстрационные системы, так и гипертекстовые и мультимедийные (например, по Windows).