АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
КТ В ОБРАЗОВАНИИ
Наука и образование имеют много одинаковых задач. Это касается информационного обеспечения, применения математических и интеллектуально-логических методов решения задач, оформления результатов, управления учебным процессом и т.д. Естественно, здесь применимы используемые в НИ соответствующие элементы КТ.
Основным объектом в системе образования является обучаемый. При этом основная задача образования заключается в предоставлении ему необходимой информации по изучаемой дисциплине, обеспечении её запоминания и выработке умения использовать знания на практике.
КТ применительно к обучаемому дополнительно реализуется в следующих типах автоматизированных обучающих систем (АОС):
1. Информационно-справочные, обеспечивающие изучение материала и консультации. Данные системы могут быть полнотекстовыми, документальными, фактографическими.
2. Генерирующие для адаптивного обучения под управлением системы.
3. Гипертекстовые для формирования знаний под управлением пользователя.
4. Инструктивные, обеспечивающие отработку навыков (тренаж, деловые игры и т.п.).
5. Экспертные, используемые для контроля знаний и самотестирования.
Концептуальными основами для создания АОС являются адаптивные алгоритмы обучения по заранее определенным схемам и методы искусственного интеллекта для управления учебными процедурами.
Для преподавателей КТ в образовании могут быть применимы для решения следующих вопросов:
1. Подготовка лекционного материала, электронных учебников.
2. Создание информационно-методического обеспечения по изучаемым курсам.
3. Подготовка демонстрационных средств поддержки проведения занятий.
4. Автоматизация проверки знаний обучаемых.
5. Сбор и анализ статистики для совершенствования обучения.
АОС создаются или прямым программированием или с использованием инструментальных средств: ЭТ, средства подготовки презентаций (Power Point), конструкторов электронных учебных пособий (EasyHelp) и т.п.
АОС довольно многочисленны и к их числу можно отнести как простейшие средства изучения курсов дисциплин, справочные системы программ, демонстрационные системы, так и гипертекстовые и мультимедийные (например, по Windows).