Каталоги сайтов (обзор)
Искусство поиска в сети Интернет
Введение в тему: поисковые системы и каталоги
Интернет – хаос
Но найти в нем кое-что можно!
Интернет - гигантское хранилище информации. Множество страниц, ценных и не очень, существуют безо всякого порядка и связанны между собой только случайными ссылками, зависящими от квалификации и личных пристрастий авторов сайтов.
И, тем не менее, в сети Интернет вполне можно ориентироваться, находить за минуты нужные документы.
Для поиска информации в сети Интернет сейчас существует два основных инструмента - поисковые системы и каталоги. Это мощные средства, благодаря которым, все богатство накопленных человечеством знаний уже у Вас в руках!
Осталось разобраться как они работают. Начнем.
Путеводители по сети, создаваемые людьми.
Каталоги - традиционное средство организации информации.Наверное всем нам приходилось встречаться с библиотечными каталогами, каталогами товаров. Каталоги используются во множестве систем. Практически везде, где необходимо хранить и организовывать информацию.
Одна из основных задач, с которой сталкиваются составители каталогов - создать естественную, интуитивно понятную рядовому пользователю рубрикацию. К сожалению, данную задачу можно решить только с той или иной степенью приближения. Мир непрерывен, строгих границ в нем не существует. Один и тот же сайт можно рассматривать под разными углами зрения и видеть разные его функции.
Например, куда бы вы отнесли сайт интернет-магазина, торгующий детскими игрушками? В торговлю? В сайты, посвященные детям? А если на этом сайте расположены еще и статьи о пользе развивающих игр? В раздел педагогики?
Совсем не факт, что логика пользователя будет такой же, как логика редактора. Пользователь не обязательно будет искать ссылку на сайт в том разделе, куда он помещен редактором.
Неоднозначность структуры - это явный минус каталожной организации информации (хотя он и несколько сглаживается тем, что в каждом крупном каталоге реализован поиск по каталогу).
Второй недостаток каталогов заключается в том, что их делают люди. Их полнота и качество зависят от количества и квалификации людей, занятых работой в каталоге, их личных вкусов и пристрастий. Неровность наполнения рубрик - характерная черта всех каталогов.
Трудоемкость ручной рубрикации ограничивает объем каталогизируемой информации. Для сравнения - самый большой каталог Рунета, организуемый "вручную" (Рунет - сокращенно русскоязычный Интернет), расположенный на популярном портале http://mail.ru, содержит около 120 тысяч сайтов, тогда как Яндекс (крупнейшая русская поисковая система) автоматически проиндексировал и занес в свою базу данных около миллиона сайтов (данные на апрель 2004 года).
Главный плюс каталога в том, чтоинформация в нем хранится упорядоченно, в соответствии с элементарной человеческой логикой.
Релевантность (степень соответствия результатов поиска запросу пользователя) найденных страниц при поиске в каталоге обычно на порядок выше, чем при поиске поисковыми системами.