Виды юридических норм

Штрафные (карательные)

Правовосстановительные

Данную структуру юридической нормы обычно называют логической. Ее можно выразить через следующую формулу: “если (гипотеза), то (диспозиция), иначе (санкция)”. Ряд авторов считает, что текстуальное выражение нормы права не содержит всех трех элементов. Например, большинство уголовно-правовых норм состоят, по их мнению, из гипотезы и санкции, а многие гражданско-правовые нормы состоят из гипотезы и диспозиции. Это неверно, в данном случае структура нормы права также трехчлена, она устанавливается путем определенных логических операций, когда некоторые элементы не пишутся, но предполагаются либо находятся в других статьях нормативно-правового акта. Например, диспозицией уголовно-правовых норм является запрет совершать определенные действия, санкцией – неблагоприятные последствия, возникающие за совершение этих действий, а гипотезой чаще всего выступают условия, характеризующие субъекта: возраст, вменяемость, должностной статус и др.

В зависимости от разных критериев нормы права могут быть распределены по различным классификационным группам.

По отраслям права или по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.

По методу правового регулирования:

1. Императивные, содержащие властные категоричные предписания, строго обязательные, не допускающие отступлений (например, многие нормы конституционного права, административного права, уголовного права);

2. Диспозитивныепозволяют сторонам самим договорится, действовать по своему усмотрению
Диспозитивная норма действует лишь постольку, поскольку стороны не установили своим соглашением иных условий своего поведения (многие нормы гражданского права). Например, статья 472 ГК РФ. Срок годности товара 2. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.

3. Поощрительныеустанавливают поощрение за правомерное поведение, стимулируют социально полезное поведение (нормы о государственных наградах, премиях, почетных званиях и т.д.).

4. Рекомендательныепредлагают наиболее предпочтительный, желательный для государства и общества вариант поведения, но не настаивают на нем.

По функциям в механизме правового регулирования:

1. Исходные (отправные, учредительные, первичные) определяют начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления, принципы, методы, закрепляют правовые категории и понятия; имеют наиболее общий характер. Они подразделяются: а) нормы-начала – это конституционные положения, закрепляющие основы общественного и государственного строя; б) нормы-дефиниции – это предписания, содержащие правовые понятия, категории (например, ст. 14 УК РФ содержит понятие преступления); в) нормы-принципы–это предписания, выражающие и закрепляющие принципы права (например, ст. 3 Конституции РФ содержит принцип демократизма); г) нормы-декларации – это положения программного характера (например, ст. 1 Конституции РФ называет Россию демократическим государством. Это программа на будущее.); д) коллизионные нормы – это нормы, устраняющие возникающие противоречия между правовыми предписаниями. (Например, при заключении договора аренды, французский арендодатель и российский арендатор не определили самостоятельно право, которое будет регулировать их отношения, вытекающие из этого договора (автономия воли). В случае возникновения спора, суд или иной правоприменительный орган, в условиях отсутствия материального международно-правового регулирования по этим вопросам, будет вынужден обратиться к коллизионным нормам, на основании которых он и определит будет применяться российское или французское право. А уже нормы российского либо французского права будут регулировать отношение по существу. Таким образом, коллизионные нормы сами по себе лишены регулятивного воздействия, их функция состоит в формировании коллизионного механизма регулирования); е) оперативные нормы– это нормы, которые устанавливают даты вступления нормативно-правового акта в силу, прекращения его действия (ст. 1 ФЗ «О введении в действие части 1 ГК РФ»).

2. Нормы – правила поведения– это нормы непосредственного регулирования общественных отношений, с помощью закрепления конкретных правил поведения; это те нормы, которые определяют права и обязанности субъектов; условия реализации этих прав и обязанностей. Эти нормы составляют основную массу норм права.

В свою очередь нормы-правила поведения по функциям права и роли в системе права делятся на регулятивные и охранительные.

1. Регулятивные нормы - это нормы, регулирующие нормальное нужное обществу активное поведение, предоставляющие права и обязанности участникам правовых отношений.

2. Охранительные нормы –это нормы, вступающие в действие в связи с совершением правонарушения и устанавливающие меры юридической ответственности и другие принудительные меры для защиты субъективных прав (например, норма уголовного кодекса об ответственности за убийство).

По характеру содержащихся в них предписанийнормы права делятся:

1. Управомочивающие –это нормы, предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий (например, норма, предоставляющая право распоряжаться своим имуществом, подавать иск в суд).

2. Обязывающие– это нормы, содержащие обязанность совершения определенных положительных действий (например, норма, возлагающая обязанность по уплате налогов). За отказ от обязанности устанавливается юридическая ответственность.

3. Запрещающие– это нормы, устанавливающие запрет на совершение определенных действий. Такими нормами являются все нормы особенной части УК РФ.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся:

1. Материальные, регулирующие различные сферы общественной жизни: экономические, политические, социальные, идеологические и др. (например, нормы конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и т.д.).

2. Процессуальныесодержат правила, устанавливающие процедуру применения материальных норм(например, нормы гражданского процессуального права, уголовного процессуального права). Они не имеют экономического, политического, идеологического, социального содержания, их содержание сугубо юридическое.

По времени действия нормы права делятся:

1. Постоянные.Сроких действия не установлен. Таковы большинство норм права. Содержатся в законах.

2. Временныепринимаются на определенный срок. Окончание срока их действия устанавливается либо путем указания на конкретную дату (нормы бюджетов) либо связывается с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых она была принята (чрезвычайное положение).

По месту действия:

1. Общегосударственныедействуют на всей территории государства (это могут быть федеральные нормы);

2. Нормы ограниченного действия- на части территории государства (например, в субъектах федерации);

3. Локальные нормыдействуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур (например, Устав ННГУ).

По юридической силе:

1. Основные,то есть нормы законов, устанавливающие общие правила;

2. Производные,то есть нормы подзаконных актов, конкретизирующие эти общие правила;

По кругу лиц:

1. Нормы права (общие), распространяющиеся на всех, кто попадает под их действие;

2. Нормы права (специальные), распространяющиеся на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, пенсионеров, работников Крайнего Севера, студентов и др.

 

По субъектам правотворчества:

1. нормы, принятые государственными органами(например, парламентом);

2. нормы, принятые негосударственными органами(например, народом на референдуме);

В зависимости от характера отрасли:

1. Публично-правовые нормы(нормы конституционного, административного права, уголовного права);

2. Частно-правовые нормы(нормы гражданского права, семейного права).