Философия Платона

Философия Платона и Аристотеля

как классика античной философии

Онтология (учение о мире): Мир создан творцом-демиургом, который берёт за образцы вечные образы-идеи, создавая их несовершенные копии - предметы нашего мира.

Гносеология (учение о познании): душа человека вечна, между рождениями она пребывает в высшем небесном мире, наблюдая идеи.

После появления на свет земного человека, его душа забывает увиденное, но наш мир, как бледная копия небесного, может напомнить душе о том, что она видела в мире идей.

Интеллектуальные различия между людьми Платон объясняет длительностью пребывания души в мире идей: дольше была - больше знает)

 

Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.).

Платон родился в Афинах в аристократической семье.

. В юношеские годы Платон хотел посвятить себя политической деятельности, что не удивительно, так как среди политиков того времени у него были родственники и друзья. Но судьба распорядилась по-другому.

В двадцатилетнем возрасте он познакомился с Сократом, и это знакомство стало решающим в его последующей жизни и деятельности. До последнего дня жизни Сократа, в течение восьми лет, Платон оставался восторженным учеником и последователем своего учителя, которого он впоследствии называл “самым достойным и справедливым человеком”.

После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет.

Объективный идеализм

Свои идеи Платон излагает в форме диалога. Такой литературный прием выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, — это более или менее адекватное отображение “живой и одушевленной речи знающего человека”.

Платона не случайносчитают родоначальником объективного идеализма.

 

Этот принцип хорошо просматривается в его основных диалогах. У Платона нет работы или работ, специально посвященных разработке проблемы познания, бытия или диалектики. Его идеи по этим проблемам высказаны во многих диалогах.

Учение о бытии в основном изложено в диалогах “Государство”, “Теэтет”, “Парменид”, “Филеб”, “Тимей”, “Софист”, “Федон”, “Федр” и письмах Платона.

В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа.

Единое трактуется Платоном, главным образом, как основа всякого бытия и действительности, как первоначало.

Первопричиной всякого сущего — явлений и вещей — у Платона выступает также ум. Разумеется, ум трактуется Платоном не только онтологически, но и гносеологически. Рассматривая ум как одну из первопричин, Платон говорил, что именно ум вместе с другими первопричинами составляет суть Вселенной, и поэтому мудрецы считают, что “ум у нас — царь неба и земли...”.

Третья основная онтологическая субстанция у Платона — душа, которая подразделяется на “мировую душу” и “индивидуальную душу”. Естественно, что в качестве субстанции выступает “мировая душа”.

 

 

Большое внимание Платон уделяет разработке вопросов диалектики: