Октябрьские события 1993. Ликвидация Советской системы. Конституция РФ 1993.

Лекция IX. Россия в конце XX – начале XXI вв.

Августовские события и развал СССР привели к власти в Рос­сии новых людей, но они тоже являлись представителями недав­ней партийно-государственной номенклатуры. Это определило методы и стратегию их действия. Оформление российского спект­ра политических партий шло стремительно. К концу 1991 г. на­чалась консолидация коммунистически настроенных сил в обще­стве, появились новые политические партии, часть которых возникла на основе существовавших в КПСС платформ и движе­ний, — Социалистическая партия трудящихся, Российская Ком­мунистическая партия, Всесоюзная партия большевиков и ряд др. Конституционный Суд признал конституционным указ Ельцина о приостановлении деятельности КПСС, но одновременно подтвер­дил право граждан, придерживающихся коммунистической идео­логии, объединяться в политические организации по территори­альному принципу. В феврале 1993 г. КПРФ насчитывала более 500 тыс. человек, что было больше, чем во всех остальных парти­ях вместе взятых. Шел рост национально-патриотических движе­ний — возникли Российский общенародный союз, Русский наци­ональный собор и другие организации.

Вопросы, связанные с государственным устройством России, приобрели первостепенное значение. В конституциях России и автономных республик уже были осуществлены некоторые изме­нения: исключены из официального названия государства слова «советский» и «социалистический», введен институт президентства, учреждены двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд, избирательная система приобрела демократический характер, расширились права в местных органах власти. В то же время раз­деление властей было проведено непоследовательно, в целом сис­тема власти сохраняла многие черты прежней, советской системы. Советы, освобожденные от диктата КПСС, становились препятствием для исполнительной власти. Съезд народных депутатов Рос­сии, а также сформированный из части народных депутатов Вер­ховный Совет претендовали на роль главного центра власти. Наи­большую активность проявлял Верховный Совет.

Развернулось противостояние представительной и исполни­тельной властей, которое достигло высокой степени остроты в марте 1993 г., когда впервые был поставлен вопрос о недоверии Президенту. Проведенный 25 апреля всенародный референдум показал, что из 58% участвовавших в нем граждан лишь 62% заявили о своем доверии Президенту — это составило чуть более четверти имеющих право голоса. Учитывая ситуацию, Ельцин фор­сировал подготовку проекта новой Конституции РФ. Конститу­ционное совещание в конце июня 1993 г. одобрило проект Кон­ституции России, в которой вводилась другая, несоветская система органов власти. В итоге противостояние Президента и Верховного Совета усилилось. Руководство Верховного Совета высказывалось за воссоздание СССР, свертывание реформ, проводившихся мето­дом «шоковой терапии», ограничение власти Президента и повы­шение роли Советов.

Острый политический кризис разразился 21 сентября 1993т., когда Ельцин подписал указ о роспуске Съезда народных депута­тов и Верховного Совета и о проведении в декабре 1993 г. выборов в новый двухпалатный парламент, а также референдума о новой Конституции. Руководство Верховного Совета и большинство чле­нов Конституционного Суда признали этот указ неконституцион­ным. Противостояние Верховного Совета и Президента РФ усили­лось и стало столь жестким в начале октября, что приобрело вооруженную форму, появились жертвы. Попытки урегулировать проблему мирным путем не имела успеха. Лидеры обеих сторон призывали население столицы выйти на улицы и поддержать их. Ельцин ввел в столице чрезвычайное положение и санкциониро­вал 4 октября обстрел Белого дома, где оставался Верховный Со­вет, в том числе из танковых орудий. Ельцину удалось разрешить кризис в свою пользу, но тяжелой ценой. Вооруженные методы разрешения политического конфликта, человеческие жертвы, ко­торые в полном объеме неизвестны, стали тяжелым грузом для сторонников реформ. Стабилизация положения в стране и столи­це шла медленно и мучительно. Исторический смысл трагиче­ских событий октября 1993 г. заключался в крушении Советов и советской власти, которые после падения КПСС оставались послед­ним оплотом старой системы и барьером на пути либеральных экономических и демократических преобразований.

Конституция 1993 г.; история принятия, особенности

Новая Конституция была вынесена на всенародное обсужде­ние, а затем принята на референдуме 12 декабря 1993г. Всоответ­ствии с новой Конституцией осуществлялось полное разделение властей. Законодательная власть (парламент) — Федеральное Со­брание, состоящее из двух палат. Совет Федерации — высшая па­лата — формировался по принципу представительства субъектов Федерации. Регионы тогда представляли губернаторы и президен­ты республик, а также председатели местных законодательных собраний, которые избирались населением. Вторая палата — Госу­дарственная дума — избиралась населением. Первые выборы со­стоялись 12 декабря 1993г. и проходили по мажоритарной систе­ме и по партийным спискам. Убедительную победу на выборах одержали коммунисты. «Выбор России» Гайдара (реформаторы) занял второе место, четверть голосов избирателей собрала ЛДПР во главе с В. Жириновским. Исполнительная власть была пред­ставлена правительством, глава которого теперь утверждался Го­сударственной думой по представлению Президента. По Консти­туции РФ 1993г. Россия стала президентской республикой. В руках Президента как главы государства концентрировалась боль­шая власть. Президент имеет право распускать парламент, прини­мать указы, приобретающие силу нормативных актов, является Верховным главнокомандующим, ему подчиняются все силовые министерства, а также Совет Безопасности.

Ситуация в стране улучшалась медленно. Бедность и откро­венная нищета значительной части населения вызвали разочаро­вание в идеалах либеральной демократии. Росла зависимость от внешних заимствований, цен на нефть и газ на мировом рынке. 16июня 1996г. состоялись выборы Президента РФ— наиболее важное политическое событие в постсоветской России. Хотя под­держка Ельцина в обществе существенно снизилась, в результате двух туров выборов, используя все доступные средства, он сумел обойти основного конкурента, лидера компартии Г. А. Зюганова. Сильное влияние на ситуацию в стране оказывали события в Чеч­не. Опасность сепаратистских тенденций в этом регионе не была оценена в полной мере в начале 90-х годов и возникла угроза дальнейшего распада страны. Федеральные войска, которые были направлены «для восстановления действия Российской Конститу­ции на территории субъекта федерации» — Чеченской республи­ки, не смогли овладеть ситуацией. Секретарь Совета Безопасности А. И. Лебедь, стремясь стабилизировать обстановку в Чечне, под­писал 31августа 1996г. в Хасавюрте (Чечня) с А. Масхадовым, избранным президентом Ичкерии (Чечни), соглашение о прекращении конфликта. Это соглашение до сих пор вызывает споры и неоднозначные оценки. С одной стороны, война была остановлена, но с другой стороны, это соглашение означало фактическое при­знание самопровозглашенной Ичкерии. Эта двойственность поро­дила новые попытки решить проблему вооруженным путем, кото­рые затягивали узел, но не решали ее.

В течение второго срока активность президента в политике была невысокой (из-за проблем со здоровьем). Просчеты в приватизации, нарастание коррупции в госаппарате, острые социальные проблемы, сложная ситуация на Северном Кавказе обостряли политическую ситуацию. В высших эшелонах власти велась борьба, за кулисами которой стояли влиятельные группировки крупнейших промышленников и банкиров, лоббировавших свои интересы. Страну лихорадило от бесконечной смены премьер-министров. Обвал рубля в августе 1998г., который вновь отбросил в нищету большинство населения, вызывал недовольство политикой власти, ее неспособностью решить проблемы страны. Ельцину ничего не оставалось делать, кроме как успокоить общество, объявив о своей скорой отставке. Премьер-министром был назначен В. В. Путин[2],который рассматривался Ельциным как преемник.