Экономическое и социальное развитие страны в середине 60-х – начале 80-х гг. Л. И. Брежнев

 

К середине 60-х гг. экономическая ситуация в стране резко ухудшилась. Хозяйственная реформа 1957 г., нацеленная на реформирование управления, по существу привела к обратным результатам. Бюрократия возродилась на местном уровне, нарушалась научно-техническая политика, стали рваться экономические связи.

Следующей попыткой реформирования экономики стали реформы 1965 г. В сентябре 1965 г. на пленуме ЦК партии была предложена новая система управления промышленностью. С одной стороны, восстанавливались отраслевые министерства, возрождались вертикальные (строго централизованные) линии управления. С другой стороны, значительно расширялись права предприятия, снижалось число показателей, часть доходов оставалась в распоряжении заводов и фабрик.

В области сельского хозяйства негативное положение было решено исправить новым повышением закупочных цен на сельхозпродукцию, расширить экономическую самостоятельность колхозов и совхозов, увеличить капиталовложения в развитие деревни. Это был крутой поворот в аграрной политике Советского государства.

Реформы 1965 г. дали временный положительный эффект и в итоге закончились неудачей. Причинами неудач были: 1) ожесточенное сопротивление всем нововведениям со стороны административного аппарата; постоянный рост чиновников (если в 1957 г. число министерств было 37, то в 1970 г. их стало 60, а в 1977 г. число отраслевых министерств равнялось 80); 2) рост цен на промышленные товары свел на нет повышение закупочных цен; сельскохозяйственное производство вновь стало нерентабельным и было возвращено к административным методам управления; 3) реформы не затрагивали интересов тружеников.

В 70-е гг. происходило неуклонное снижение темпов экономического и социального развития страны. Эта ситуация сложилась в результате мирового энергетического кризиса, выходом из которого был переход на энергосберегающие технологии, полное использование достижений научно-технического прогресса. Однако плановые задания по внедрению высокоэффективных технологий хронически не выполнялись, достижения науки и техники оказывались неиспользованными. Рост производства достигался за счет увеличения добычи сырья и топлива. За 1956–1985 гг. добыча нефти выросла в 9 раз, природного газа – в 74 раза. Основой советского экспорта стала нефть, доходы от продажи которой расходовались на покупку промышленных и продовольственных товаров за рубежом.

В области сельского хозяйства производство росло крайне низкими темпами. В 1982 г. была принята продовольственная программа, которая должна была решить проблему продовольственного снабжения населения страны. Но к 1985 г. стало ясно, что ее выполнение было провалено. Резко обострилась зерновая проблема. На покупку зерна расходовались все доходы от экспорта нефти; вырос импорт, с 2,2 млн. т (1970 г.) до 44,2 млн. т (1985 г.).

К середине 80-х гг. система управления хозяйством страны превратилась в своего рода «механизм торможения».

Ее основными признаками были:

1) сверхцентрализация управления отраслями хозяйства;

2) оплата туда регулировалась искусственно созданной системой тарифов и должностных окладов;

3) цены на произведенную продукцию складывались не в результате спроса и предложения, а утверждались государственными органами ценообразования.

Экономика СССР опять нуждалась в реформах.