Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.
Аристотеля.
Платона,
Ксенофонта,
Предмет философских рассуждений Сократа:
- человеческое сознание,
- душа,
- человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников.
И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений.
При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.
В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:
· необходимостью каждому “познать самого себя”
· “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.
С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине.
С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины.
Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке — методомдля приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.
Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели.
По существу, он отождествляет знание с добродетелью.
Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель.
Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”.