Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.

Аристотеля.

Платона,

Ксенофонта,

 

Предмет философских рассуждений Сократа:

- человеческое сознание,

- душа,

- человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников.

И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений.

При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:

· необходимостью каждому “познать самого себя”

· “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.

 

 

С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине.

С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины.

Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке — методомдля приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.

Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели.

По существу, он отождествляет знание с добродетелью.

Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель.

Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”.