Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в. Реформы Петра I и их значение

В конце XVII в. Россия представляла собой отставшую от Западной Европы страну.

Причинами отставания были:

1) медленное восстановление районов, разоренных «смутой» и интервенцией начала XVII в.;

2) природно-географические и социальные условия (при небольшой численности населения и огромной территории в хозяйственный оборот вовлекались новые земли; это не создавало заинтересованности в производительном труде на старых землях);

3) огромные расходы на оборону и укрепление границ;

4) отсутствие у России выхода к морям и возможности использования простых и дешевых путей сообщения. Россия нуждались в преобразованиях, для проведения которых нужна была личность. Такой личностью стал Петр I (1682–1725 гг.).

Ученые считают, что программы или плана преобразований не было разработано. Свои реформы Петр I замышлял и проводил под воздействием конкретных событий и своего понимания блага России.

Экономические реформы. Два фактора стали решающими при проведении реформ: теория меркантилизма и неудачное начало Северной войны.

Согласно идеям меркантилизма богатство страны заключается в большом количестве денег и их постоянном накоплении за счет умелой торговли (продажи товаров за границу и препятствий ввозу иностранных товаров). Это предполагало вмешательство государства в сферу экономики путем поощрения одних видов производства и ограничения других. В то же время война со Швецией лишила Россию многих необходимых вещей, ранее привозимых из-за границы. Поэтому государство стало строить казенные мануфактуры, прежде всего, по производству военной продукции.

Государство захватило и торговлю путем введения монополии (исключительного права) на продажу отдельных товаров. В 1705 г. была введена монополия на соль и табак и доходы возросли в 4–6 раз. Позже казенная монополия вводилась на хлеб, сало, икру, воск, древесину, лен. Государственная торговля сопровождалась произвольным повышением цен на эти товары и регламентацией деятельности русских купцов. В итоге государство добилось своей цели: доходы казны возросли и превысили расходы государства. Но это стало возможным благодаря насилию над купцами и торговыми людьми.

Налоговая реформа. В 1718–1724 гг. в стране была проведена подушная перепись. Единицей налогообложения вместо крестьянского двора стала «душа мужского пола» независимо от возраста. Подушную подать платили крепостные и казенные крестьяне, посадские люди. Дворяне и духовенство были освобождены от уплаты налога. В итоге реформы доходы государства резко возросли и стали постоянными; впервые появился бюджет страны.

Административные реформы (реформы органов власти и управления). Они были вызваны желанием улучшить управление страной. 22 февраля 1711 г. вместо Боярской думы был образован Сенат, ставший высшим административным и судебным органом России. В 1722 г. был создан контрольный орган – прокуратура, а генерал-прокурор П. И. Ягужинский стал неофициальным главой Сената. В 1718 г. вместо многочисленных приказов были образованы коллегии. Их число составляло 10–12, а в основе их деятельности заложены принципы камерализма – учения о бюрократическом управлении (коллегиальность, ответственность, регламентация обязанностей чиновников, специализация канцелярского труда, четкие размеры жалованья). Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4–5 советников и 4 асессоров. Кроме 4 важнейших коллегий (Иностранная, Военная, Адмиралтейская и Юстиц-коллегия), группа коллегий занималась финансами (доходами – Камер-коллегия, расходами – Штатс-коллегия, контролем за финансами – Ревизион-коллегия), торговлей и промышленностью (Коммерц-коллегия, Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия). В итоге реформ была создана система высших органов власти и бюрократия – слой государственных чиновников.

В 1709–1718 гг. проводилась реформа местных органов власти. Вместо многочисленных уездов с воеводами Россия была разделена на 11 губерний. Во главе каждой губернии Петр I назначил губернатора, сосредоточившего в своих руках всю власть и ответственного за свои действия перед царем.

Реформа армии и создание военного флота. До Петра I вооруженные силы страны состояли из полков солдатского строя, стрельцов и дворянского ополчения, которые в конце XVII в. потеряли свои боевые качества. Военного флота Россия не имела совсем. Петру I пришлось создавать новую армию. Он изменил принципы ее комплектования и обучения. Вместо добровольцев была введена система рекрутских наборов. Первый из них состоялся в 1705 г. и до 1710 г. наборы повторялись ежегодно; 1 рекрут с 20 крестьянских дворов, что пополняло армию 30 тыс. новобранцев каждый год. Для обучения офицеров были созданы учебные заведения; армия была перевооружена. К концу правления Петра I Россия обладала регулярной армией (200–250 тыс. чел.) и мощным военным флотом (около 1 тыс. судов).

Реформы в области культуры и быта. Их проведение было вызвано растущими потребностями государства в образованных людях для армии и флота, в торговле и промышленности.

В стране открывались учебные заведения (Навигацкая и Артиллерийская школы, 1701 г.; Медицинское училище, 1707 г.; Инженерная школа, 1712 г.); издавалась научная литература («Букварь» Ф. Поликарпова, 1701, г.; «Арифметика» Л. Магницкого, 1703 г.), с 1702 г. стала издаваться первая газета «Ведомости», был создан музей, и в 1725 г. открыта Петербургская Академия наук.

Началось быстрое сближение страны с Западом. Русская молодежь отправлялась для учебы за границу; правительство заботилось о том, чтобы русские люди внешне выглядели как европейцы (указ 1705 г. о запрещении носить бороды; указ 1700 г. об обязательном ношении венгерского платья и немецкой обуви – башмаков). Перемены коснулись дворянского быта: указом 1718 г. вводились обязательные для дворян развлечения – ассамблеи.

Указами 19–20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление: не от сотворения мира, а от рождества Христа, как в Европе. Празднование Нового года переносилось с 1 сентября на 1 января и было обязательным для всех жителей.

В результате петровских преобразований была создана новая Россия – крупная держава, не уступающая в своем развитии странам Западной Европы.