Централизация власти и управления на рубеже XV-XVI вв. Эпоха Ивана III.
Захватывая силой, покупая, наследуя после умерших родственников русские земли и тем самым расширяя пределы Московского княжества, Иван III выстуцал как продолжатель дела, начатого его предками в начале XIV в. Однако чем крупнее становилось это политическое образование, тем меньше оно было гарантировано от распада. Требовались серьезные меры, направленные на скрепление этих территорий и превращение их в единое целое. Цементирующей силой складывающегося государства стало его центральное ядро. Присоединив Новгород, Иван III начал процесс унификации политических порядков в Московском княжестве. В Новгороде ликвидируется вечевой строй со всеми его институтами (посадник, тысяцкий и т. д.), своих политических функций лишается архиепископ. Упраздняется вся система политических связей Новгорода с подвластными ему пригородами, которые теперь были подчинены непосредственно Москве. На присоединенной территории создавалась принципиально новая система управления. Теперь Новгородом и Новгородской землей управляли наместники великого князя, которые вместе с их аппаратом управления подчинялись московскому правительству. Таким образом, на Новгород распространялась власть московских политических институтов. Аналогичный процесс происходил и в других присоединенных к Москве землях. В 1497 г. был издан общерусский Судебник. Теперь правовые нормы, сложившиеся в Московском княжестве, распространялись на все государство. Иными словами, формировались единые, общерусские судебно-административные порядки. С введением единых законов и созданием единого центра управления возникала необходимость в аппарате управления и в слое государственных чиновников, подчиненных высшим властям. При Иване III общегосударственные функции приобретают Казна и Дворец. Постепенно превращаясь из органов вотчинного управления в общегосударственные, Дворец и Казна ведают теперь сбором налогов, оборотом земель в государстве, системой «кормлений», регулируют военную службу дворянства. Казна играет роль государственной канцелярии. Ее дьяки перестают быть личными секретарями-холопами князя и играют все более важную роль в государственном управлении. В их руки постепенно переходит практическое управление государством, бывшее ранее исключительной прерогативой высокопоставленных бояр. Первыми государственными ведомствами функционального типа стали дипломатическое и военное, что нашло отражение в появлении нового вида государственной документации — Посольских книг и Разрядных записей.
Таблица 1. Органы власти и управления Московского княжества
Глава государства «Божией милостью государь всея Руси, великий князь Владимирский и Московский, Новгородский и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных земель»; «царь»; «самодержец». Являлся верховным собственником всех земель в государстве; обладал высшей судебной и административной властью. | |
Боярская дума Высший совет при князе с законосовещательными функциями. Состав: бояре (5-12 человек), окольничие, князья присоединенных земель. Состав Думы определялся на основе местничества (системы, при которой распределение служебных мест совершалось с учетом происхождения того или иного лица, служебного положения его предков и личных заслуг) | |
Дворец Первоначально резиденция властителей, высшей знати. С конца XVI в. также название органов государственной власти (Большой Дворец, Дмит ровский, Нижегородский и др.). Дворцы возглавлялись дворецкими, управляли поземельными отношениями феодалов, повинностями тяглого населения и др. Ряд функций Дворцов унаследовали приказы | Казна (княжеская, царская) В XIV-XVI вв. канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей; в середине XV-XVI вв. центральное ведомство по финансовым вопросам, центральный орган государственного делопроизводства, управлял рядом областей (Новгородской землей, Пермской землей и др.) и некоторыми категориями населения. С сер. XVI в. отдельные функции казны постепенно переходят к приказам |
Местное управление Бояре получали какую-то территорию в «корм» в награду за прежнюю службу, т. е. исполняя судебно-административные функции, брали себе судебные пошлины и часть налогов, собираемых с подвластных земель. Эта система управления получила название кормление Наместники Функции — административная, финансовая, судебная; возглавляемая административная единица — город Волостели Функции — административная, финансовая, судебная; возглавляемая административная единица — волость |
С присоединением к Москве русских земель в них менялся не только политический порядок, но и социально-экономическая структура. Иным становится статус удельных князей: они превращаются в служилых людей великого князя — дворянство. Получая поместье[1] из рук великого князя за государственную службу, дворяне зависели от него и служили ему социальной опорой. Шло формирование поместной системы.
Одновременно в государстве идет процесс постепенного закрепощения крестьянства. Судебник 1497 г. ограничил время перехода крестьян от одного феодала к другому двумя неделями в году: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня. Крестьянин мог уйти не раньше, чем будет внесено пожилое, т.е. плата за проживание на земле помещика.
Итак, в конце XV в. изменилось политическое значение Москвы и великих князей московских. Москва из центрального города княжества превратилась в столицу Русского государства, а великий князь московский — в государя всея Руси, огромной, независимой державы.
Формирование единого централизованного государства вызвало к жизни ряд серьезных проблем, и в их числе — проблему места и роли в нем православной церкви, принципов взаимоотношений и пределов светской и духовной властей. Как и раньше, в политических процессах, протекавших на Руси во второй половине XV — начале XVI в., деятельное участие принимала церковь, ратовавшая за объединение русских земель. За время монголо-татарского господства на Руси, благодаря льготам, полученным от завоевателей, весьма упрочилось материальное положение церкви. Доходы и богатства ее росли, увеличивалось церковное и монастырское землевладение, что не могло не вызывать беспокойства у светской власти и стремления к ограничению этих владений. Первый шаг в этом направлении был сделан Иваном III в результате присоединения Новгорода: у местных монастырей и архиепископской кафедры было конфисковано почти 50% принадлежавших им земель.