ПЛАН ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИЯ 15. МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ

Детский музей: становление и развитие.

Американская модель детского музея.

Европейская модель детского музея.

 

15.1. ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Детский музей как явление современной действительности – факт уникальный. Интерес к нему обусловлен целым рядом причин:

- несформировавшееся отношение к нему как к структурному элементу музея в среде музейных профессионалов и широкой общественности;

- недооценка его возможностей в процессе социальной адаптации;

- именно в детском возрасте формируется представление об окружающем мире, связи явлений и событий, формируется активное либо пассивное отношение к происходящему вокруг.

Появление детского музея как нового структурного элемента музея вызвало множество споров среди музейных профессионалов. Характер образовательной деятельности в нем заслуживает внимания и изучения, коль скоро детский музей не только продолжает существовать, но и становится все более популярным у посетителей.

Архитектор и педагог Александр Устинович Зеленко (1871-1953) писал: «Современный музей – живой, деятельный общественный институт, а не кладбище искусства или науки, работающий при этом не только со взрослыми, но и с детьми, является последним детищем цивилизации XX века. Вслед за ним идет еще одно новое создание культуры человечества – самостоятельный детский музей, обслуживающий интересы «маленького народа» так же широко, как это делают современные общие музеи для взрослых».[15]

Образовательная деятельность детского музея заслуживает особого внимания. Его судьба в России, Америке и европейских странах складывалась по-разному. До сих пор в профессиональной музейной прессе ведутся споры о праве детского музея на существование как отдельной структуры. Сторонники такого музея в качестве основного аргумента в его защиту выдвигают тезис о том, что он в отличие от традиционного музея способен создать уникальное пространство детского творчества и имеет свой инструментарий актуализации воображения и желания созидать. Именно здесь дети получают возможность осваивать пока сложный для них мир прошлого более разнообразно (тактильные ощущения, моторика). Противники детского музея говорят о невозможности его автономного существования в связи с тем, что он не рассматривает подлинник в качестве основного средства образовательной деятельности музея и этим искажает представление о музее. В таком случае ему с полным правом можно отказать в статусе музея как такового, оставив за ним право именоваться центрами детского творчества, творческими мастерскими, но не музеем. Такая точка зрения представляется вполне правомерной, так как за музеем веками закреплена функция сохранения культурного наследия, представленного в подлинниках. В наше время, когда значение подлинника, которому все труднее конкурировать с качественными репродукциями и электронными носителями информации, постепенно утрачивается, беспокойство музейных работников обосновано и понятно. И тем не менее, факт существования детских музеев – реальность. Как правило, они успешны и посещаемы. Их популярность растет. Более того, в ряде стран они становятся центрами активности местных сообществ, местами, где проходят значимые для этих сообществ события. Очевидно, их популярность среди посетителей имеет свои причины, разобраться в которых представляется важным, так как судьба детских музеев в России складывалась весьма драматично и будущее таких музеев в нашей стране до сего дня остается неопределенным. Для того чтобы понять их место и значимость в жизни социума, необходимо обратиться к следующим вопросам:

- история и причины возникновения детских музеев (сравнительный анализ);

- специфика тем, приемов экспонирования, методов и форм работы с аудиторией в процессе образовательной деятельности;

- перспективы развития детских музеев как самостоятельных социальных институтов.

Несмотря на распространенное мнение о том, что первый детский музей появился в США в 1899 году, это не так. Первенство принадлежит Музею детства в Лондоне, который был открыт принцем Уэльским в 1872 году и являлся частью Южно-Кенсингтонского музея. Его особенность первоначально заключалась в том, что он специализировался на собирании самых разных раритетов, но акцент делался на коллекциях игрушек, костюмов, игр разных стран. Он был довольно популярным, но к детям как к своей основной аудитории обратился только в 20-е годы XX века, создавая программы, ориентированные на погружение в различные исторические эпохи. Быть может потому, что все его образовательные программы предполагали непременное наличие подлинников, он не вызывал споров и не привлекал к себе особенного внимания.