Барышникова Н.В.

Сафонов Д.А.

Курс лекций

История России»: социально-экономические и политические особенности развития.

О.В. Кузнецова

 

(для студентов очно-заочной и заочной формы обучения нефтегазового профиля)

 

Оренбург

 

УДК 9(с) (075)

ББК 63.3 (2Рос)я73

 

Издание рекомендовано учебно-методической комиссией филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге (председатель УМК В.В. Герасименко)

 

Составитель: к.и.н., доцент ОГ и ЕНД филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге

 

Рецензенты:

д.и.н., профессор кафедры «Новейшей истории России» ОГПУ

 

к.и.н., доцент кафедры философии ОрГМА

 

 

«История России»: социально-экономические и политические особенности развития. Курс лекций (для студентов очно-заочной и заочной формы обучения нефтегазового профиля). Учебное пособие. – Оренбург: «Газпромпечать», 2012, - 205 с.

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов всех направлений очно-заочной и заочной форм обучения филиала РГУ нефти и газа имени. И. М. Губкина в г. Оренбурге.

 

 

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...7

Цель и задачи преподавания «Истории России»..……………………………..8

Введение …………………………………………………………………….…10

История образования и развития РГУ нефти и газа им И.М. Губкина…………………………………………………………………………17

Раздел 1 Русское государство в IX-XVIII в……………………………….29

Лекция 1 Древняя Русь: проблемы социально-экономического и политического развития……………………………………………………………...29

1. Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения…………………………………………………………………29

2. Образование древнерусского государства. Складывание феодальных отношений и их особенности…………………………………………….30

3. Киевская Русь в X – начале XII в. Введение христианства и его значение……………………………………………………………………31

4. Социально-экономический и общественно-политический строй Древней Руси…………………………………………………………………………35

5. Феодальная раздробленность Руси, ее причины и последствия….…..31

6. Положение русских княжеств под властью Орды: проблема взаимодействия и взаимовлияния……………………………………….40

7. Борьба русского народа с западной агрессией. Александр Невский – полководец и дипломат………………………………………………….44

8. Отношения Руси с Восточной Европой. Литовское государство и Русь…………………………………………………………………………45

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………46

Лекция 2 Формирование российского национального государства. XIV – первая половина XVII вв………………………………………………………………47

1. Предпосылки становления единого национального государства. Начало объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство в XIV–XV вв………………………………………………………………..47

2. Централизация власти и управления на рубеже XV-XVI вв. Эпоха Ивана III…………………………………………………………………...51

3. Противостояние Руси Золотой Орде. Свержение ордынского ига над русскими землями……………………………………………………….53

4. Государственное устройство России в кон. XV – первой половине XVI вв………………………………………………………………………….54

5. Российского государства в XVI в. Реформы Ивана IV Грозного. Опричнина: цели, методы и последствия………………………………55

6. Внешняя политика России в XVI в. Ливонская война…………………60

7. Российское государство на рубеже XVI - XVII вв. Смутное время: причины, сущность, итоги………………………………………………61

Вопросы для самоконтроля…………………………………………………63

Лекция 3 Россия в период Нового Времени. Становление Российской империи. Вторая половина XVII – XVIII вв……………………………………….64

1. Экономическое и политическое развитие России в ХVII в. Закрепощение крестьян………………………………………………...64

2. Крестьянские войны в России XVII в.: причины и итоги…………….66

3. Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в. Реформы Петра I и их значение……………………………………………………………….…68

4. Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII в. Северная война и ее итоги………………………………………………70

5. Эпоха дворцовых переворотов. Российская империя в середине XVIII в……………………………………………………………………………72

6. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева………..74

7. Внешняя политика России во второй половине XVIII в………………75

8. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVIII в……………..76

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………78

Раздел 2 Россия в XIX – начале XX вв…………………………………….79

Лекция 4 Россия в XIX в. Переход к капитализму………………………………79

1. Реформы государственного управления Александра I…………..…...79

2. Режим Николая I. Кризис феодально-крепостнической системы…...80

3. Основные направления внешней политики России в перв. четверти XIX в. Отечественная война 1812 г., ее историческое значение…….……83

4. Крымская война…………………………………………………………...84

5. Реформы Александра II их значение…………………………………..85

6. Контрреформы Александра III………………………………………….87

7. Развитие капитализма в России в 30–50-х гг. XIX в. И послереформенный период. Особенности и последствия промышленного переворота…………………..………………………...89

8. Внешняя политика России во второй половине XIX вв………………….92

9. Вопросы для самоконтроля………………………………………………..97

Лекция 5 Идейная борьба и особенности общественного движения в России XIX в…………………………………………………………………….………….………98

1. Общественное мысль пер. пол. XIX в………………………….………98

2. Общественно- политические движения в России во второй половине XIX в.: направления, характер, особенности………………………….101

Вопросы для самоконтроля……………………………………………….102

Лекция 6 Россия в начале XX в. и в годы Первой мировой войны. Смена

политических режимов. 1900 – 1920 гг…………………………………….……106

1. Россия на рубеже XIX–XX вв. Особенности социально-экономического развития страны………………………………….…106

2. Особенности образования политических партий в России в кон. XIX в - начале XX в………………………………………………………......107

3. Революция 1905-1907 гг. в России: причины, характер, особенности, итоги……………………………………………………………………109

4. Третьеиюньская монархия в России. Аграрная реформа П. А. Столыпина………………………………………………………………111

5. Россия в Первой мировой войне………………………………………114

6. Февральская революция 1917 г. и ее историческое значение……..116

7. От Февраля к Октябрю 1917 г.: альтернотивы путей исторического развития Россия ……………………………………………………….117

8. Октябрьская революция 1917 г. : события и точки зрения…………120

9. Советская власть: первые социально-экономические мероприятия……………………………………………………………122

10. Образование Советского Союза………………………………………126

11. Гражданская война в России: причины и итоги…………………….127

Вопросы для самоконтроля………………………………………………131

Раздел 3 Советское государство: сущность социально-экономического и политического развития. Россия в кон. XX - нач. XXI вв…………….132

Лекция 7 Формирование и сущность тоталитарного режима в СССР. 1921 – 1953 гг…………………………………………………………………………………132

1. Новая экономическая политика Советской власти в 20-е годы: сущность и содержание НЭПа………………….…………………….132

2. СССР на пути форсированного строительства социализма (30-е гг. ): индустриализация и коллективизация………………………………134

3. Общественно-политическая жизнь Советской страны в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба и политические репрессии………………138

4. Советская внешняя политика накануне второй мировой войны…...141

5. Причина и характер ВОВ. Соотношение сил на советско-германском фронте к началу ВОВ. Перестройка страны на военный лад………143

6. Восстановление и развитие хозяйства страны в первые послевоенные годы (середина 40-х – начало 50-х годов)…………………………..151

Вопросы для самоконтроля………………………………………………153

Лекция 8 СССР в 1953 – 1991 гг…………………………………………………...154

1. Внешняя политика Советского государства в первые послевоенные годы (середина 40-х – начало 50-х годов). Причины возникновения «холодной войны»……………………………………………………...154

2. СССР и страны военной демократии в послевоенный период……..157

3. Общественно-политическая жизнь в первые послевоенные годы. Перемены после смерти И. В. Сталина………………………………160

4. Хрущевская «Оттепель: середине 50-х – середине 60-х гг. ……….163

5. Экономическое и социальное развитие страны в середине 60-х – начале 80-х гг. Л. И. Брежнев………………………………………………….171

6. Перестройка в СССР. М. С. Горбачев…………………………………172

7. Распад СССР: причины и итоги………………………………………..175

8. СССР в системе международных отношений: от «холодной войны» к разрядке…………………………………………………………………176

9. Крах мировой системы социализма…………………………………..179

Вопросы для самоконтроля……………………………………………....180

Лекция 9 Российская Федерация в 1991 – начале XXI в……….…………….181

1. Октябрьские события 1993. Ликвидация Советской системы. Конституция РФ 1993…………………………………………………181

2. Переход к смешанной экономике и рыночным отношениям. Последствия экономических реформ 90-х гг……………………….184

3. Президентство В.В. путина ………………………………………….190

4. Внешняя политика современной России в новой геополитической ситуации………………………………………………………………..198

Вопросы для самоконтроля…………………………………………………202

Заключение………………………………………….………………………………….204

Список используемой литературы………………………………………….205

 

Пояснительная записка

Данное учебное пособие по курсу «История России» предназначено для студентов и преподавателей Филиала «РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина»

Пособие составлено таким образом, чтобы помочь студенту самостоятельно и совместно с преподавателем освоить основные факты, события, их связи и отношения в отечественной истории.

Особое внимание в пособии уделено проблеме становления и развития нефтегазовой отрасли, в том числе истории образования РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

Также рассматриваются проблемы российской государственности, поскольку роль государства в истории страны трудно переоценить. Важное место уделено экономическому фактору, его влиянию на эволюцию общества, изменение его структуры и взаимоотношения между сословиями и государством.

В результате освоения содержания данного курса студенты должны

получить углубленные знания:

- истории становления и развития российского государства;

- о месте и роли самодержавия в российской истории;

- становления государственных институтов;

- зарождения и развития сословий российского общества;

- эволюции взаимоотношений между обществом и государством;

- оценки прошедших в России революций и гражданских войн;

- о месте и роли политических партий;

- о роли России в мировой истории.

Помимо получения теоретических знаний студенты в результате

изучения конспекта лекций по истории России должны:

- четко ориентироваться в историческом времени и пространстве;

- понимать и анализировать исторические события;

- объяснять исторические факты отечественной истории в их взаимосвязи с другими историческими фактами и событиями;

- понимать значение место и роль российского государства в отечественной истории;

- понимать и объяснять природу тех или иных доктрин, отечественных политических течений и партий;

В результате студенты приобретают знания, способствующие формированию у студентов основ исторического сознания, выработки у них исторических подходов в оценке тех или иных общественных явлений.

Изучение отечественной истории помогает выработать у молодого поколения основы гражданской позиции и формирует у него чувство патриотизма.

 

 

Цель и задачи преподавания «Истории России»

Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы.

В процессе изучения истории, будущие специалисты должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания. Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин.

Дисциплина «История» представляет собой дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1.), базируется на школьном курсе «История». Является предшествующей по отношению к дисциплинам цикла ГСЭ: «Философия» и «Культурология» и др., так как формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции.

Актуальность изучения истории, и, прежде всего истории своего Отечества, проявляется:

во-первых, в необходимости разобраться в современных событиях;

во-вторых, опираясь на прошлый опыт, предвидеть будущее развитие:

в-третьих, в насущной потребности оценить место России в мировом историческом процессе;

При изучении истории возникает историзм мышления – одна из предпосылок формирования активной целенаправленной личности.

Задачи курса:

- изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов;

- привить навык исторического анализа;

- научиться понимать самобытный характер исторического пути России;

- сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

- заложить основы для понимания будущего России;

- уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества.

Прикладной характер имеет изучение истории возникновения и становления российской государственности, российской правовой системы. Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий, то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события, без которых нет истории.

Не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать на веру разные идеологические построения и чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучить все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории.

Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, то есть независящими от людей, законами. Однако объективные факторы проявляются через действия людей: это государственный аппарат как система управления, социальные группы со своими интересами и материальными возможностями, отдельные личности, политические и военные деятели.

Благодаря субъективным факторам в историческом процессе, развивающимся на основе объективных законов, возникает возможность много вариантности исторического процесса, иначе говоря, альтернативности. Альтернатива - это определение степени вероятности на основе анализа имеющихся объективных, реальных возможностей

Содержание курса «История России» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе:

- процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;

- характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;

- формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусской, белорусской, украинской;

- процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;

- складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;

- динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства;

- развитие самобытной культуры и формирование российской

цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой;

- исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;

- особенности внутренней и внешней политики на современном этапе;

Изучающий этот курс получит цельное представление о содержании, сущности и характере исторического процесса развития России в контексте мирового общественного развития.

Полученные знания и практика историко-познавательной деятельности, что поможет расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитие и сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных событий.