I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВИЗАНТИИ

Настоящая работа открывает серию лекций по всеобщей истории государства и права – учебной дисциплине, изучаемой во всех юридических учебных заведениях. Именно история государства и права дает возможность, с одной стороны, оценить своеобразие каждого исторического периода существования государства и права, а с другой – проследить преемственность в их развитии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Бердникова С.А.

Б 483

ББК 67. 3(0) Я73

КРАСНОЯРСК 2000

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ВИЗАНТИИ IV-VIII веков

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ИЗ ИСТОРИИ

С.А. БЕРДНИКОВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Рецензенты:кафедра государственно-правовых дисциплин Сибир-

ского юридического института МВД РФ;

кафедра теории государства и права Аграрного универ-

ситета

 

 

 

 

Б Из истории государства и права Византии IV-VIII веков: Учеб. пособие / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2000. 100 с.

 

 

Учебное пособие посвящено истории государства и права Византии IV-VIII веков. Особое внимание уделено проблеме перехода Византии от античности к раннему средневековью, сравнительно-правовой характеристике законодательной деятельности византийских императоров VI-VIII веков.

Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов, а также всех, кто интересуется политико-правовой историей зарубежных стран.

 

 

ISBN 5-7638-0255-1 © С.А. Бердникова, 2000

В учебном пособии на основе последних достижений историко-правовой науки освещаются основные проблемы перехода от античности к средневековью в Восточной Римской империи (Византии) в IV-VIII вв. Особое внимание уделяется генезису и развитию византийского государства и права в этот переходный период. В изложении лекционного материала наряду с привычным формационным используется цивилизационный подход, заложенный в работах Н.Я. Данилевского, А. Тойнби и др.

Материал настоящего учебного пособия призван способствовать лучшей организации как преподавания курса истории государства и права зарубежных стран, так и самостоятельной работы по его усвоению студентами юридических факультетов.

В конце книги помещен текст Эклоги, византийского судебника VIII в., отражающий юридическое мышление византийцев, социально-классовую структуру данной эпохи.

Учебное пособие предоставляет для студентов юридических факультетов дополнительный материал для подготовки к семинарским занятиям, курсовым и дипломным работам.

 

 

В 306 г. к власти в Римской империи пришел сын одного из цезарей Константин. Он, опираясь на восточную провинциальную знать, стал искать поддержки у христианских общин. В 313 г. император объявил в Медиолане эдикт о свободе вероисповедания, который исключал возможность новых гонений на христиан.

Во время борьбы за власть у Константина не было постоянной резиденции. Рим императоры покинули еще в конце III в. Восточная часть империи (меньше, чем западная), подвергалась набегам варварских племен, была более однородна по своей культуре и более развита в экономическом отношении. Именно здесь Константин решил основать новую столицу, на месте древнегреческого города Византии. Он находился на пересечении морских и сухопутных дорог, на европейском берегу Боспора Фракийского, на полуострове и был надежно защищен природой. Город строили около 10 лет. Были воздвигнуты грандиозные сооружения: императорский дворец, термы, библиотека, большой ипподром. Из государственных земель в Каппадонии Константин раздавал наследственные имения с условием содержать дом в новой столице, названной Новым Римом, а затем Константинополем. Был создан Константинопольский сенат, в который вошли представители новой знати, обязанной своим благополучием римскому императору.

11 мая 330 г. – день освящения и официального провозглашения города новой столицей. Торжество сопровождалось христианскими и языческими обрядами. Историки называют Византию едва ли не единственным государством в истории, точная дата рождения и конца которого известны. Империя “родилась” с Константинополем и “умерла” с ним – весьма распространенная формула (Византия прекратила свое существование 29 мая 1453 г. с завоевания Константинополя турками). Действительно, для средневековья не столь уж многочисленны государства, которые рождались вместе со своей столицей и не меняли ее на всем протяжении своего существования.

В отличие от многих других средневековых государств столица Византии играла особую роль в истории страны. Она была теснейшим образом связана с проблемой рождения самого византийского общества и государства.

Распространено мнение о том, что Константинополь был создан его основателем, с одной стороны, как новая столица империи, как “второй Рим” – по его образу и подобию, с другой – как конкурент и соперник, столица христианская в противовес языческому Риму. Таким образом, это одновременно не только проблема рождения Византии, но и проблема “новой” христианской империи Константина, которую иногда достаточно прямо связывают с рождением европейского средневековья. На самом деле, Константин более всего был озабочен упрочением единства империи и Рим по-прежнему рассматривал как единственную и единую столицу государства. Константинополь создавался как императорская столица – комбинация дворца-двора, центра административного управления и главной военной ставки. Город рос очень медленно, и в него приходилось буквально “заманивать” население различными льготами и подачками. Число его жителей не превышало 30-50 тыс. человек и было несравнимо с населением Рима (от 400 до 800 тыс. жителей). Будущее Константинополя после смерти Константина (337 г.) было весьма неопределенным. Новый император мог перенести “свою” столицу в другое место. Однако удобное положение Константинополя, а также тот факт, что преемство власти упрочилось в династии Константина, сыграли свою роль и в упрочении Константинополя как императорской столицы. Со второй половины IV в. его население стало довольно быстро расти, в какой-то мере объективно отражая усиление консолидационных процессов в восточных провинциях.

Нет никаких доказательств стремления Константина и его ближайших преемников превратить Константинополь в “христианскую столицу”. Константин был действительно первым христианским императором. Но он отнюдь не был одержим идеей господства христианства, каким его представила последующая христианская историография. Трезвый прагматик, принявший христианство на смертном одре, он мыслил римскими государственными категориями; и христианство, и церковь, и языческие культы были для него одним из средств упрочения единства империи. Церковное строительство в имперской столице было достаточно скромным, и на протяжении большей части IV в. правители империи не предпринимали сколько-нибудь решительных мер для того, чтобы упрочить положение константинопольской церкви и ее главы.

Рождение Византии представляло собой сложный и длительный процесс, растянувшийся на столетие. Начало его уходит в кризис III в., подорвавший основы античного общества. Однако Византия не родилась непосредственно из этого кризиса.

Разделение Римской империи на Восточную и Западную, повлекшее за собой образование Византии, было подготовлено особенностями социально-экономического развития обеих половин империи и кризисом античной цивилизации в целом. Области восточной части империи, тесно связанные друг с другом издавна сложившейся общностью исторического и культурного развития, отличались своеобразием, унаследованным от эллинистической эпохи. В этих областях не получило столь широкого распространения, как на Западе, рабство; в экономической жизни деревни основную роль играло и зависимое, и свободное население – общинное крестьянство; в городах сохранялась масса мелких свободных ремесленников, труд которых конкурировал с рабским. Здесь не было столь резкой, непроходимой грани между рабами и свободными, как в западной половине Римской державы, - преобладали разнообразные переходные, промежуточные формы зависимости. В системе управления в деревне (община) и городе (муниципальная организация) удержалось больше формально-демократических элементов. В силу этих причин восточные провинции значительно менее западных пострадали от кризиса III в., подорвавшего основы экономики античной Римской империи. Он не привел к коренной ломке прежних форм хозяйственного строя на Востоке. Деревня и поместье сохранили свои связи с городом, многочисленное свободное торгово-ремесленное население которого обеспечивало потребности местного рынка. Города не переживали столь глубокого экономического упадка, как на Западе.

Все это обеспечило постепенное перемещение центра экономической и политической жизни империи в более богатые и в меньшей степени затронутые кризисом восточные провинции.

Различия в социально-экономической жизни восточных и западных провинций империи вели к постепенному обособлению обеих половин империи, подготовившему, в конечном счете, и их политическое разделение. Уже в период кризиса III в. восточные и западные провинции длительное время находились под властью различных императоров. В это время на Востоке вновь ожили и укрепились подавленные римским господством местные, эллинистические традиции. Временный выход империи из кризиса в конце III – начале IV вв. и укрепление центральной власти не привели к восстановлению государственного единства. При Диоклетиане (284-305 гг.) власть была поделена между двумя августами и двумя цезарями (тетрархия – четверовластие). С основанием Константинополя у восточных провинций появился единый культурный центр. Создание константинопольского сената знаменовало консолидацию их господствующей верхушки – сенаторского сословия. Константинополь и Рим стали двумя центрами политической жизни – “латинского” Запада и “греческого” Востока. В IV в. в обеих половинах империи в буре церковных споров утвердились два разных направления христианства (на Западе – ортодоксальное-никейское, на Востоке – арианство). К концу IV в. все эти процессы обозначились настолько явственно, что разделение в 395 г. империи между преемниками последнего императора единой Римской империи Феодосия – Гонорием, получившим власть над Западом, и Аркадием, ставшим первым императором Востока, было воспринято как естественное явление. С этого времени история каждого из образовавшихся государств пошла своим путем.

В состав Византии вошла вся восточная половина распавшейся Римской империи. Она включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, отдельные районы Аравии, а также опорные владения на южном побережье Крыма (Херсонес) и на Кавказе. Не сразу определилась граница Византии лишь в северо-западной части Балкан, где в течение еще некоторого времени после раздела продолжалась борьба между Византией и Западной Римской империей за Иллирию и Далмацию, отошедших в первой половине V в. к Византии.

Территория империи превышала 750000 кв. км и состояла преимущественно из областей с высокой земледельческой культурой. Во многих из них плодородные почвы позволяли выращивать по 2-3 урожая в год. Однако земледелие почти всюду было возможно лишь при условии дополнительного полива или орошения. Везде, где допускали условия, выращивались зерновые культуры – пшеница и ячмень. Остальные поливные или орошаемые земли были заняты под садово-огородные культуры, более засушливые – под виноградники и оливковые плантации. На юге была распространена культура финиковой пальмы. На пойменных лугах, а главным образом на покрытых кустарниками и лесами горных склонах, на альпийских высокогорных лугах и в полустепях-полупустынях Востока было развито скотоводство.

Природно-климатические и водные условия определяли известные отличия в хозяйственном облике разных областей империи. Основным районом производства зерна был Египет. С IV в. второй житницей империи была Фракия. Значительное количество зерна давали и плодородные речные долины Македонии и Фессалии, холмистой Вифинии, области Причерноморья, орошаемые Оронтом и Иорданом земли Северной Сирии и Палестины, а также Месопотамия.

Греция, острова Эгеиды, побережья Малой Азии, Сирии, Палестины – это были районы садово-огородных культур и винограда.

Византия могла обеспечить свои потребности почти во всех основных продуктах, а некоторые из них даже в значительном количестве вывозить в другие страны (зерно, масло, рыба, ткани, металл, металлические изделия). Все это создавало известную экономическую устойчивость в империи, позволяло нести достаточно широкую внешнюю торговлю как продуктами сельского хозяйства, так и ремесленными изделиями, ввозя преимущественно предметы роскоши и драгоценное восточное сырье, восточные пряности, ароматы, шелк. Территориальное же положение империи делало ее в IV-VI вв. монопольным посредником в торговле между Западом и Востоком.

Население огромной Византийской империи в IV-VI вв. достигало 50-65 млн чел. В этническом отношении Византия была пестрым объединением десятков племен и народностей, находившихся на разных стадиях развития.

Наиболее многочисленную часть ее населения составляли греки и эллинизированные местные жители негреческих областей. Греческий язык стал самым распространенным, а греки фактически – господствующей народностью. Кроме юга Балканского полуострова чисто греческими по населению были острова, большая часть побережья византийской Африки и Западной Малой Азии. Очень значительным был греческий элемент в Македонии и Эпире. Довольно много греков жило в восточной половине Балкан, на побережье Черного моря в Малой Азии, в Сирии, Палестине, Египте, где они составляли преобладающий процент городского населения.

Латинское население в восточной половине бывшей Римской империи отличалось сравнительной немногочисленностью.

Значительным и широко рассеянным по важнейшим областям империи являлось иудейское население. Жившие большой компактной массой на территории Палестины евреи и самаритяне, близкие по быту и вере к евреям, были многочисленны и в соседних провинциях – Сирии и Месопотамии. Крупные еврейские общины имелись в Константинополе, Александрии, Антиохии и других городах. Евреи сохраняли свою этническую самобытность, религию, язык. В период Римской империи сложилась огромная талмудическая литература на еврейском языке.

Большую группу населения Византии составляли жившие на северо-западе балкан иллирийцы. Они в большей мере подверглись романизации, приведшей к распространению и установлению господства латинского языка и письменности. Однако в IV в. у иллирийцев уцелели известные черты этнического своеобразия, особенно в сельских, горных районах. Они сохранили в основной своей массе свободу, сильную общинную организацию, дух независимости. Воинственное племя иллирийцев давало лучшие контингенты позднеримской и ранневизантийской армии. Иллирийский язык, употреблявшийся в разговорной речи, сыграл впоследствии немалую роль в формировании албанского языка.

На территории Македонии жили македоняне – довольно многочисленная народность, давно уже подвергшаяся интенсивной эллинизации и романизации.

Восточную половину Балканского полуострова населяли фракийцы – одна из наиболее крупных по численности народностей Балканского полуострова. Многочисленное свободное крестьянство Фракии жило общинами, в которых еще сохранялись остатки родовых отношений. Несмотря на сильную эллинизацию и романизацию Фракии, ее население в IV в. настолько отличалось от населения эллинизированных областей Востока, что восточноримские писатели нередко называли Фракию “варварской страной”.

Начиная с середины III в. в этническом составе дунайских провинций произошли значительные изменения. С этого времени здесь стали селиться соседние с империей варварские племена: готы, карпы, сарматы, тайфалы, вандалы, аланы, певки, бораны, бургунды, тервинги, гревтунги, герулы, гепиды, бастарны. Каждое из этих племен насчитывало десятки тысяч человек. В IV-V вв. приток варваров заметно усилился.

В V в. гунны достигли пределов империи. Они подчинили себе многие варварские народы и создали мощный союз племен. В течение нескольких десятилетий, до 50-х гг. V в., гунны нападали на балканские провинции империи, доходя до Фермопил. Фракия, Македония и Иллирия были опустошены их набегами.

С конца V в. в византийские владения начали проникать другие племена, подступившие к границам империи, - протоболгары – тюрки – кочевники и земледельческие племена славян, поселения которых в конце V в. появляются у дунайских границ империи.

К моменту образования Византии процесс эллинизации коренного населения во внутренних восточных областях Малой Азии был еще далеко не завершен. Авторы IV-V вв. с пренебрежением описывают примитивный деревенский быт жителей этих областей. Известное значение сохраняли многие местные языки. Лидийцы, имевшие в прошлом развитую цивилизацию и государственность, обладали своей письменностью. Местные языки были распространены в Карии и Фригии. Фригийский язык еще в V-VI вв. существовал как разговорный. Этническую самобытность сохранили и жители Галатии и Исаврии, население которых только в IV-V вв. было подчинено власти византийского правительства. В Каппадокии эллинизация серьезно затронула лишь высшие слои местного населения. Основная масса сельских жителей в IV в. продолжала говорить на местном, арамейском, языке, хотя официальным языком служил греческий.

В восточной части Понта, в Малой Армении и Колхиде обитали различные местные племена: цаны (лазы), албаны, абазги. У многих племен, населявших пограничные балканские районы и области Малой Азии, удерживались пережитки родовых отношений.

Еще в IV-V вв. воинственное племя исавров жило кланами, подчиняясь своим родовым и племенным вождям и мало считаясь с властью правительства.

После раздела в 387 г. Армянского государства Аршахидов в состав Византии вошла приблизительно четвертая его часть: Западная (Малая) Армения, Внутренняя Армения и автономные княжества. В Армении, прошедшей к этому времени многовековой путь исторического развития, был создан в конце IV в. алфавит, происходило активное развитие армянской литературы, искусства, театра. Пользуясь распространением христианства, Византия стремилась овладеть всеми армянскими землями, за которые вела борьбу с Ираном. В IV-V вв. армянское население появилось и в других областях и городах империи.

Прилегающие к Каппадокии и Армении районы Месопотамии были населены арамеями, а области Осроены – арамейско-сирийскими и отчасти арабскими кочевниками. Смешанным – сирийско-греческим – было и население Киликии. На границах Малой Азии и Сирии, в горах Ливана жило многочисленное племя мардантов.

Подавляющее большинство жителей византийской Сирии составляли семиты-сирийцы, имевшие свой язык и сложившиеся культурно-исторические традиции. Лишь очень небольшая часть сирийцев подверглась более или менее глубокой эллинизации. Греки здесь жили только в крупных городах. Деревни и более мелкие торгово-ремесленные центры были почти целиком населены сирийцами. В IV в. продолжался процесс формирования сирийской народности, оформлялся сирийский литературный язык, появилась яркая и самобытная литература. Главным культурным и религиозным центром сирийского населения империи стала Эдесса.

В юго-восточных пограничных областях Византии, на Восток от Сирии, Палестины и Южной Месопотамии, начиная с Осроены и далее на юг, обитали арабы, ведшие полукочевой и кочевой образ жизни. В IV-V вв. происходил процесс консолидации арабских племен, складывалась арабская народность, шло развитие арабского языка и письменности.

В Киренаике господствующей прослойкой, концентрировавшейся в городах, являлись греки, эллинизированная местная верхушка и небольшое число римлян. Известную часть торговцев и ремесленников составляли иудеи. Абсолютное же большинство сельского населения принадлежало к коренным жителям страны.

Этнически чрезвычайно разнообразным было также население византийского Египта. Здесь можно было встретить римлян, сирийцев, ливийцев, килихийцев, переов и т.д., но основную массу жителей составляли египтяне – их принято называть коптами – и очень уступавшие им по численности греки и иудеи. Коптский язык был главным средством общения коренного населения, многие египтяне не знали и не хотели знать греческого языка. С распространением христианства возникла религиозная по содержанию коптская литература, приспособленная к народным вкусам. Вместе с тем развивалось самобытное коптское искусство, оказавшее большое влияние на формирование византийского искусства. Копты ненавидели Византийское государство, в исторических условиях того времени этот антагонизм принимал религиозную форму.

Разноплеменной состав населения Византии оказывал определенное влияние на характер складывающихся здесь социально-политических отношений. Предпосылок для образования единой византийской народности не было. Напротив, большие компактные этнические группы, которые жили в империи, представляли народности (сирийцы, копты, арабы и т.д.), находившиеся в процессе своего становления и развития. Отношения между населявшими империю племенами и народностями являлись одной из важнейших внутренних проблем в Византии. Оживление эллинистических традиций в социальной, политической и духовной жизни и постепенное ослабление влияния традиций римских были одним из проявлений консолидации Восточной Римской империи. На протяжении двух-двух с половиной столетий Византии удалось сохранить свое владычество над коптами, семитами-сирийцами, иудеями, арамеями. В то же время на греческих и эллинизированных территориях, постоянно входивших в состав Восточной Римской империи, постепенно складывалось основное этническое ядро Византии.