Уровни сформированности действий контроля
Уровни сформированности учебных действий
Уровень | Стадии | Критерии |
Низкий | А. Нулевая | Выполняет лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копирует внешнюю форму действий |
Б. Начальная | Эффективно работает при пооперационном контроле | |
Средний | А. Неадекватного переноса | Усвоенный способ применяет «слепо», не соотнося его с условиями задачи |
Б. Адекватного переноса | Может правильно сделать перенос только при помощи учителя | |
Высокий | А. Самостоятельного построения учебных действий | Только в рамках учебного курса |
Б. Обобщенных учебных | Создает новые способы решения. | |
действий | выходя за рамки курса |
Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением (табл. 20). Контроль заключается в отслеживании хода выполнения учебных задач, в установлении нарушений и их коррекции. Контроль может быть внешним, т. е. со стороны учителя, и внутренним, со стороны самого ученика. Одна из целей учебной деятельности - научить ученика самоконтролю.
Таблица 20
Уровень | Стадия | Критерии |
Низкий | А. Нулевая | Учебные действия не контролируются, ошибки не замечаются |
Б. Начальная | Предугадывает правильное направление действий; зачастую допускает одни и те же ошибки; сделанные ошибки исправляет неуверенно | |
Средний | А.Потенциально | Соотнесение проделывает ретроспективно, |
го контроля | ошибки исправляет и обосновывает | |
Б. Актуального | Допущенные ошибки обнаруживаются и ис- | |
контроля | правляются самостоятельно | |
Высокий | А.Потенциально | Известные задания выполняет правильно, в но- |
рефлексивная | вых делает ошибки | |
Б. Актуально | Успешно контролирует не только соответствие | |
рефлексивная | выполняемых действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи |
Полный цикл законченной деятельности возможен только при адекватной оценке сделанного. Оценка выполняет функцию подведения итогов. В. Д. Шадриков считает, что динамика развития самооценки должна быть следующей. «Постепенно у ученика должны формироваться навыки самооценки, прежде всего с нравственных позиций, затем по отношению к учебной деятельности и ее результатами, наконец, самооценка своих способностей, своей индивидуальности» [64. С. 144]. Если итоговая оценка положительная, она завершает действие, если отрицательная, побуждает вернуться к проблеме. У различных учеников особенности действия оценки различны (табл.21). Различия состоят в том, испытывает ли ученик потребность в оценке (если да, то в какой - во внешней, со стороны учителя, в самооценке); может ли осуществить ее самостоятельно; носит ли она характер потенциальной, актуальной или ретрорефлексивной.
Таблица 21
Уровни сформированности действия оценки
Уровень | Стадия | Критерии |
Низкий Средний Высокий | А. Нулевая Б. Начальная А. Адекватной ретроспективной оценки Б. Неадекватной прогностической оценки А. Потенциально адекватной прогностической оценки Б. Адекватной прогностической оценки | Ученик не испытывает потребности в оценке своих действий, ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий Критически относится к отметкам учителя (в том числе и к завышенным); не может оценить свои возможности перед решением новой задачи Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, но безуспешно С помощью учителя может оценить свои возможности перед решением задачи Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении. |
В педагогическую психологию из общей пришла аксиома, она, в свою очередь, была многократно подтверждена в психофизиологических экспериментах) о том, что прочное усвоение возможно только при условии встречной активности учащегося. Поэтому в любую педагогику (традиционную и инновационную) широко входят активные методы обучения.