ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ
ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ
ПЛАН ЛЕКЦИИ
ЛЕКЦИЯ 11. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
Понятие «художественный музей».
Типы художественного музея.
История формирования художественного музея.
Частное коллекционирование в России XIX - начала XX в.
11.1.ПОНЯТИЕ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ»
Художественный музей — это научно-просветительское, исследовательское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющее комплектование, экспонирование, хранение, изучение, популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, памятников архитектуры.
Художественные музеи собирают, изучают и экспонируют произведения искусства (декоративно-прикладного, живопись, графику, скульптуру) с целью представить историю искусства и удовлетворить эстетические и познавательные потребности современного человека. Коллекции художественных музеев могут содержать произведения профессиональных художников, народного, детского творчества и т.д. Включают произведения различных видов изобразительного искусства и художественных течений и школ, с широкими временными рамками и т.д. Монографические художественные музеи различаются по тематике (Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева), технике исполнения (Музей акварели) и авторству произведений искусства (Галерея К. Шилова).
Художественные музеи делятся не несколько типов:
- музеи изобразительного искусства
- музей декоративно – прикладного искусства
- музей народного искусства
- монографический
История возникновения художественных музеев восходит к древности, их прообразы — собрания произведений искусства в термах Древнего Рима, в церквях и монастырях средневековой Европы. Систематическое коллекционирование складывается в эпоху Возрождения. К XVI в. восходит история создания старейших художественных музеев — Уффици, Прадо, Лувра, Дрезденской картинной галереи. В XVI в. для лучшей сохранности коллекций застеклялись лоджии дворов в замках, дворцах, особняках. Возникли специальные помещения для хранения произведений искусства — галереи, получившие широкое распространение в западноевропейских странах.
В XVII в. в ряде частных художественных собраний полотна стали группировать по национальным школам, нумеровать, инвентаризировать предметы хранения, составлять каталоги. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX в., когда большинство из них сделались доступными широкой публике, в том числе музей истории искусств в Вене, национальная галерея и галерея Тейт в Лондоне, Баварские государственные собрания картин в Мюнхене, национальные музеи и галереи в Мадриде, Будапеште, Праге, Стокгольме, Гамбурге, Лейпциге.
В России функцию хранилищ произведений искусства в эпоху средневековья выполняли ризницы церквей, соборов, монастырей, например, Троице-Сергиевой лавры. С XVI в. начала создаваться коллекция Оружейной палаты в Москве. В XVII в. художественные произведения собирали образованные бояре — В.В. Голицын, А.С. Матвеев, Б.М. Хитрово, Ф.Я. Милославский. В начале XVIII в. Петр I положил начало организации музеев, в которых, например, в Кунсткамере, коллекция художественных произведений не отделялась от предметов естественнонаучного характера.
Обширные собрания картин и статуй создавались в XVIII в. при царских дворцах в Петергофе, Павловске, Гатчине, Эрмитаже. Придворные вельможи знатных родов — Строгановы, Юсуповы, Шуваловы — подражали царю в собирании коллекций. В XIX в. известны частные коллекции Ф.И. Прянишникова (Петербург), К.Т. Солдатенкова, И.С. Остроухова (Москва), Б.И. Ханенко (Киев). Полностью или частично были открыты для публики художественные музеи: Эрмитаж, Русский музей в Петербурге, отделение изящных искусств при Румянцевском музее, Третьяковская галерея в Москве, музей им. А.Н. Радищева в Саратове. В 1912 г. в Москве был открыт музей изящных искусств, ныне — музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В СССР по составу коллекций художественные музеи разделялись на музеи русского и Советского искусства (Третьяковская галерея. Русский музей); музеи национального искусства; музей зарубежного искусств (Пушкинский); музей народного искусства (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве); музей художественных промыслов (Палех, Мстёра); музеи, хранящие произведения одного художника (С.Т. Конёнкова в Смоленске).
В музейных зданиях второй половиныXX в. применяют разнообразные архитектурные решения, связанные со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. К общим чертам современных художественных музеев следует отнести: 1) гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений, их планировка предоставляет посетителю выбор между последовательным знакомством со всей экспозицией и осмотром отдельных разделов; 2) применение искусственного верхнего освещения с подсветом для отдельных произведений искусства.
В 1993 г. в России был открыт первый частный художественный музей — Русский национальный музей искусств, в котором представлены коллекции, сформировавшиеся во второй половине XIX—начале XX в. В перспективе музея — организация собственной постоянной экспозиции. Одна из основных форм его деятельности состоит в проведении художественных аукционов (декабрь 1993 г., март 1994 г.), организации выставок, издании иллюстрированных каталогов. Все экспонаты музея прошли квалифицированную экспертизу опытных специалистов из Российского научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря.
В настоящее время прослеживается тенденция оформления широкого понятия музея художественной культуры, в который могли бы войти не только художественные музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства, историко-театральные, историко-музыкальные, но и мемориальные музеи деятелей искусства. Традиционно художественный музей воспринимается как храм искусства с сосредоточенными в нем предметами изобразительного искусства, декоративного, декоративно-прикладного, всеми видами пластики. Художественный музей в силу своих средств и возможностей интерпретирует художественные ценности: экспонирует их, большую часть оставляя в фондах, использует залы, ведет экскурсионную деятельность, варьирует характер размещения экспонатов, выбирает кульминационные произведения.
Во 2-й пол. 20 в. многие художественные музеи в национальных регионах приобрели региональную специфику, делая акцент на собирании и представлении памятников местной национальной культуры. Небольшие художественные музеи в районах, селах собирали преимущественно памятники народного искусства. Появились музеи детского творчества. К 1990-м гг. в стране функционировало около 350 художественных музеев.
11.3. ЧАСТНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В РОССИИ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА
Рост числа любителей искусства, покупающих произведения соотечественников и устраивающих выставки картин, привел к образованию в 1820 г. «Общества поощрения художников», которое материально поддерживало живописцев и стремилось развивать художественный вкус публики. Без его поддержки многие русские художники не сумели бы завершить свое образование в Академии художеств. В Москве открылась школа живописи, ваяния и зодчества, а в городе Арзамасе Нижегородской губернии - художественная школа.
В XIX в. существенное развитие получило частное коллекционирование. К крупнейшим собраниям живописи принадлежали картинные галереи князя Н.Б. Юсупова и графа А.С. Строганова, князя Н.П. Голицына и графа А.К. Разумовского. Коллекцию западноевропейской живописи Н.П. Голицына, по словам П.П. Свиньина, вполне можно было назвать музеем. Интереснейшим явлением эпохи Александра I являлся своеобразный музей П.Ф. Коробанова в Московском доме на Петровке. Его основание было положено в 1792 г., он включал в себя коллекцию живописи, библиотеку и собрание эстампов. Современники считали музей П.Ф. Коробанова важным дополнением к собранию Оружейной палаты. После его смерти в 1851 г. эти коллекции были распределены между Эрмитажем, Оружейной палатой и Петербургской публичной библиотекой. Особой славой пользовалась коллекция гравированных портретов П.П. Бекетова - председателя Общества истории и древностей российских, перешедшая после его смерти к М.П. Погодину.
Авторитетным знатоком и покровителем русского искусства был канцлер, министр иностранных дел Н.П. Румянцев, пожертвовавший на развитие отечественной культуры крупные денежные средства, издатель и коллекционер. С его деятельностью связан первый проект русского национального музея, составленный в 1817 г. Вместе со своими единомышленниками - работниками архива иностранных дел, известными археографами и историками, он полагал, что народ должен знать свою историю и дорожить ею, собирая и изучая находки и памятники. Проектом предлагалось учредить русский национальный музей, основным источником комплектования фондов которого служили бы добровольные пожертвования частных лиц - владельцев бесценных памятников русской старины. Богатейшее собрание по завещанию Н.П. Румянцева в 1827 г. было передано в дар Отечеству, а в 1831 г. в его петербургском особняке был открыт один из первых в России публичных музеев.
Другим крупнейшим коллекционером и подвижником музейного дела был литератор, историк, художник, путешественник, издатель журнала «Отечественные записки» (1818-1830) П.П. Свиньин, одним из первых описавший старейшие русские собрания: Кунсткамеру и Артиллерийский музей. По возвращении из-за границы в 1816 г. он начал создавать собственный художественный музей, который, по описи 1829 г., насчитывал 80 картин русских художников, а также скульптуры, миниатюры, изделия из металла и кости, драгоценные камни. В 1832 г. П.П. Свиньин адресовал С.С. Уварову письмо, в котором предлагал ему купить свой музей на любых условиях - либо в собственную коллекцию, либо в Румянцевский музей. Однако в 1834 г. собрание П.П. Свиньина было распродано с аукциона. Известностью в столичных кругах пользовались коллекции западноевропейской живописи Ф.С. Мосолова, А.С. Власова, А.А. Тучкова, Е.Д. Тюрина, Л. Р. Томилова, Н.А. Кушелева-Безбородко, большинство из которых по завещанию владельцев или наследников были переданы в Академию художеств и пополнили коллекции крупнейших в России художественных музеев.
Частное коллекционирование первой половины XIX в. не только положило основание крупным личным собраниям живописи, антиквариата, но и в значительной степени способствовало формированию основных фондов государственных картинных галерей. Пожертвования частных лиц, проявления далеко не единичных безвозмездных актов благотворительности и меценатства по отношению к русским музеям на протяжении XIX - начала XX в., явились последовательным развитием общей тенденции, наметившейся ранее. П.Н. Милюков писал: «Высшая культурность привилегированного класса есть общее явление для всех способных к культуре народов, и нельзя отрицать за культурным творчеством в пределах этого класса значение национального творчества. Но дело в том, что и фактически привилегированный класс есть лишь временный творец и хранитель национальной культуры, передающий плоды своего творчества следующим за ним социальным слоям»[14].
Новые явления вызвали живой отклик в русском обществе как в столице, так и в провинции. Это выразилось в организации научных, культурных и благотворительных обществ, художественных школ, в публицистической полемике по вопросам искусствоведения и, наконец, в повышении роли ценителей и почитателей искусства, музейных работников - людей, бесконечно преданных делу сохранения и приумножения культурных ценностей. Их деятельность культурно облагораживала и гуманизировала российское общество, давала возможность сравнить отечественные духовные и материальные ценности с мировыми аналогами. Все музейные фонды дореволюционной России были составлены не столько из отдельных предметов, сколько из собраний, скрупулезно подобранных и осмысленных русскими коллекционерами.
Рис. 11.1. Третьяковская картинная галерея.
Рис. 11.2. Художественный музей А. С. Пушкина. Москва